Подпишитесь!

Размышления о макроэкономике и спекуляциях

Независимость министерства финансов


10 октября 2010 г.

Одной из самых известных глупостей идеологии неолиберализма является независимость центрального банка от исполнительной ветви власти, т.е. от правительства. Движение по защите прав центрального банка и банкиров достигло невообразимых успехов в деле борьбы с рациональным разумом и насаждении религиозной веры.

В основе этой веры лежит догма монетариста Милтона Фридмана о том, что “инфляция – это везде и всегда монетарный феномен” наложенная на догму неолиберализма о том, что государство – это экономический импотент, а в долгосрочном периоде любая экономика всегда возвращается в состояние равновесия, но, возможно, с другими показателями инфляции. Это означает, что минимизация уровней инфляции и повышение ее стабильности у заданного уровня могут происходить независимо от любых процессов в экономике. Следовательно, создание независимого экономического агента (центрального банка), обладающего первоочередным мандатом на сокращение и/или стабилизацию инфляции, становится очевидной целью.

В качестве универсально желанного уровня инфляции был выбран уровень в 2-3% в год, хотя некоторые (например, главный экономист МВФ) уже начинают сомневаться, что 2-3% является более разумной целью по сравнению с, например, 4% или даже выше. Вот настолько интеллектуальными являются потуги монетаристов.

Верующие, выделяющиеся особенным фанатизмом, считают, что в смысле проведения процентной политики центральный банк и вовсе необходимо заменить на математическое уравнение, которое механически в любой момент времени будет показывать, какой уровень процентных ставок должен быть в экономике. Самым известным религиозным движением этого направления “мысли” является правило Тейлора.

Однако, в мире доминирует более мягкое религиозное направление, считающее, что центральный банк должен быть независим от механических правил и поддерживать видимость активной мозговой деятельности, оправдывающей зарплаты, которые независимые банкиры получают от государства. Мозговая деятельность таких банкиров сводится к лингвистической эквилибристике, и главным идеологом этого направления был Алан Гринспан.

Стремление к независимости центрального банка является всеобъемлющей задачей, подчиняющей себе любые иные задачи. Причем требование независимости постулируется не только в виде независимости от исполнительной власти, которая “всегда плохая, коррумпированная и так далее”, но и независимости от демократического электорального процесса. Ведь, как стало известно не так давно, простым людям не понять смысл деятельности центральных банков, и поэтому они не имеют права голоса в этих вопросах, а демократический процесс только мешает безоблачной жизни честных трудяг, т.е. центральных банкиров.

В разных странах мира монетаристская религия привела к различным практическим и институциональным решениям, но в любом случае дарованная центральным банкам независимость не принесла однозначных и положительных результатов в деле повышения макроэкономической стабильности и роста. Это означает, что страны, реализовавшие на практике жесткие варианты независимости, не имеют ничего, чем они могли бы похвастаться перед любыми иными странами.

В свете вышесказанного очень занимательной является речь г-на Бена Бернанке под названием “Фискальная устойчивость и фискальные правила”, с которой он выступил 4 октября. В частности, г-н Бернанке имел заявить следующее:

Неудача в решении нашей неустойчивой фискальной ситуации подвергает нашу страну серьезным экономическим затратам и рискам. (Failing to address our unsustainable fiscal situation exposes our country to serious economic costs and risks.)

Единственное, что подвергает его страну серьезным затратам и рискам – это текущая ситуация на рынке труда. Все остальное – это фантазии Бернанке. Но особенно СМ умилилось от следующего аргумента:

В конце концов, большие размеры федерального долга уменьшают гибкость государства, необходимую для временного роста расходов, который может потребоваться в случае будущих экстренных ситуаций, как то рецессии, войны или природные катаклизмы. (Finally, a large federal debt decreases the flexibility of policymakers to temporarily increase spending as needed to address future emergencies, such as recessions, wars, or natural disasters.)

А ведь СМ всегда было уверено, что нет более лучшего способа выхода из экономического кризиса, чем маленькая победоносная война на чужой территории. И в таком случае никто не думает о размере государственного долга.

В общем г-н Бернанке всю свою речь продолжал в этом же духе, и анализировать весь этот нонсенс нет никакого смысла.

Если на секунду представить, что данную речь вместо г-на Бернанке прочитал г-на Гайтнер, а все ссылки на фискальную политику заменить ссылками на монетарную политику, то страшный гнев небес обрушился бы на г-на Гайтнера, сметая и сжигая все и всех, кто осмелился бы этому противится. Никто … (и еще раз) НИКТО из живущих на этой планете не смеет указывать центральному банку США на то, что тот должен делать. Но г-н Бернанке не озадачивается проблема смысла, разума и совести. У г-на Бернанке иные цели, и поэтому он считает уместным указывать главе Казначейства (не последнему человеку в иерархии исполнительной власти в США) на то, что тот должен делать. И делать он должен не то, относительно чего электоральное большинство высказалось на последних выборах, а то, что отдельно взятый гражданин Бенджамин Шалом Бернанке считает нужным. А цели у г-на Бернанке вполне простые, монетаристские.

В современной экономике бумажных денег существует два источника денег. Первый источник – это государство в лице министерства финансов, а второй источник – это коммерческие банки.

В финансиализированном мире неолиберализма смысл жизнедеятельности коммерческих банков сводится к стремлению изъять все доходы нефинансового сектора экономики в виде процентных платежей по банковским кредитам. Когда это случится, то банки достигнут нирваны и будут осуществлять полный контроль над экономикой. Государство же, как альтернативный источник денег, является прямым конкурентом для банков и препятствием, стоящем на их пути к нирване. Поэтому банки стремятся контролировать государство.

В ситуации продолжающегося мирового финансового кризиса слишком много людей начинают задавать себе слишком очевидные вопросы по поводу существующей за окном реальности и приходят к не слишком приятным для банков ответам. Ситуация отягощается тем, что стандартные монетаристские предсказания об экономике (например, рост процентных ставок при росте дефицита бюджета, описываемый теорией ссудного капитала, или принципы функционирования банковской системы, не описываемые мультипликатором денег) оказываются противоположными реальности за окном, таким образом категорически подмывая фундамент действующей религии. И пока эта ситуация не зашла слишком далеко для того, чтобы когда-нибудь вернуться в старое русло, г-н Бернанке переходит в атаку, не стесняясь моральных и этических принципов.

Г-н Бернанке далеко не одинок в своих стремлениях. Намного дальше Бернанке зашел г-н Трише из Европейского центрального банка. СМ абсолютно озадачено в стремлении понять экономические принципы, на которых основана еврозона (и поэтому СМ не видит иного будущего еврозоны как ее распада, что очень вероятно, или кардинальных реформ, что пока маловероятно), но монетаристская реальность из обыденной жизни еврозоны является хорошим примером идиотизма доминирующей религии.

В современном мире ликвидность коммерческих банков является критическим фактором для нормального функционирования платежной системы и, как следствие, реальной экономики. Первоочередной задачей центрального банка, т.е. задачей, стоящей выше задач инфляции или любых иных задач, является обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы. Это означает, что если платежная система испытывает шок ликвидности, то центральные банки без сомнений обеспечат требуемую коммерческими банками ликвидность. Этот процесс происходит в рамках процентной политики, которая является доминирующим инструментом монетарной политики во всех развитых странах мира без исключений.

В рамках процентной политики центральный банк следит за процентными ставками на межбанковском рынке, на котором происходит перераспределение ликвидности в банковской системе. Если процентные ставки на межбанковском рынке растут, это означает, что банковская система испытывает недостаток ликвидности, что вынуждает центральный банк к соответствующим действиям.

В существующей системе центральный банк предоставляет ликвидность под залог ценных бумаг. В разных странах детали отличаются, но во всех странах без исключений в качестве приемлемого залога выступают облигации центрального правительства. Это означает, что коммерческие банки всегда могут получить у центрального банка необходимую им ликвидность под залог облигаций центрального правительства.

Может ли само центральное правительство получить необходимую ему ликвидность под залог собственных облигаций? Нет, нет и еще раз нет. Ведь тогда центральный банк, якобы, теряет свою независимость, монетизируя государственный долг. Поэтому коммерческие банки всегда могут получить ликвидность в центральном банке, а центральное правительство – нет. И по этой причине правительства Греции или Германии несут настоящий риск дефолта.

Коммерческие банки имеют расчетные счета в центральном банке, который предоставляет собой платежную систему в любой стране мира. Совокупность счетов коммерческих банков описывается межбанковским рынком, но центральное правительство, имея такой же счет в центральном банке, на межбанковском рынке не участвует. Это означает, что, например, налоговые платежи ведут к оттоку ликвидности из межбанковской системы, т.к. деньги в рамках платежной системы перетекают со счетов коммерческих банков на счет правительства, а расходы правительства ведут к обратной операции, увеличивая ликвидность банковской системы. Центральный банк, следя за процентными ставками на межбанковском рынке, регулирует его ликвидность посредством операций на открытом рынке, продавая или покупая у банков, в первую очередь, облигации центрального правительства.

И какой тогда экономический смысл заключается в том, что центральное правительство не имеет овердрафта в центральном банке? Никакого.

Выпуск государственных облигаций лишь приводит к изъятию средств с межбанковского рынка платежной системы, зачисляемых на счет центрального правительства. Если бы центральное правительство не выпускало облигации, то задача изъятия избыточной ликвидности полностью легла бы на плечи центрального банка. Ведь в противном случае процентные ставки на межбанковском рынке упадут до нуля.

Именно по этой причине в современной денежной системе выпуск государственных облигаций является монетарной операцией, а не фискальной. Этот вопрос не имеет никакого отношения к независимости центрального банка, а является основополагающим принципом проводимой центральным банком процентной политики в реалиях платежной системы.

Но возвращаясь к фискальной политике и ее устойчивости.

Кто в современном мире разрабатывает проект бюджета? Правительство в лице министерства финансов.

Кто утверждает бюджет в качестве закона обязательного к исполнению? Соответствующий законодательный орган. Причем, и те и другие подчиняются стандартному демократическому процессу в рамках электорального цикла.

Кто такой Бернанке с его мнением, советами и наставлениями? Мелкий бюрократ-узурпатор с чрезмерно раздутым вниманием к собственной важности, а также отсутствием понимания элементарных принципов функционирования современной банковской и платежной систем, при этом не стесняющийся лоббировать интересы банков.

 

Вывод

Религиозные фанатики никогда не озадачивались логикой и пониманием существующей реальности. Когда всем становится слишком очевидно, что это Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, они переходят в атаку, не гнушаясь никаких средств.

В современном демократическом государстве понятие независимости кого-либо отрицает суть демократии. Единственный институт, перед которым правительство несет ответственность – это электоральный процесс.

Министерство финансов может делать все, что позволено в рамках законов. Министерство финансов может и должно игнорировать то, что центральный банк имеет кому-либо сказать.

Центральные банки и иные монетаристские институты (например, МВФ) должны радоваться той жизни, которую имеют. Чрезмерное злоупотребление границами дозволенного грозит ликвидацией не только их мнимой независимости, но и их самих. И если повезет, то министерство финансов сможет предоставить некоторым центральным банкирам работу по специальности, но уже в рамках штатного расписания министерства финансов.

И Земля тогда начнет вращаться вокруг Солнца.

16 комментариев:

  1. <<<Выпуск государственных облигаций лишь приводит к изъятию средств с межбанковского рынка платежной системы, зачисляемых на счет центрального правительства. Если бы центральное правительство не выпускало облигации, то задача изъятия избыточной ликвидности полностью легла бы на плечи центрального банка.<<<
    Первое предложение у меня вызывает сомнение.
    Я считал, что благодаря выпуску государственных облигаций появляются доллары (при погашении облигаций доллары исчезают). Это напоминает обыкновенную операцию = я беру кредит в комбанке, он создает деньги, а при погашении кредита деньги исчезают. Так же (я считал) происходит и во взаимоотношениях правительства и ЦБ. Доллары выпустили под облигации – при погашении облигаций доллары исчезли. Старая шутка , помните?– если правительство США выплатит все долги доллары исчезнут. Вот почему я считал, что увеличение облигаций увеличивает кол-во денег, т.к. у правительства появляется возможность их потратить и увеличить ликвидность.

    <<<Центральный банк, следя за процентными ставками на межбанковском рынке, регулирует его ликвидность посредством операций на открытом рынке, продавая или покупая у банков, в первую очередь, облигации центрального правительства.<<<
    Конечно странно, что ни одна страна не включила ЦБ в состав минфина. Значит это действо нарушает базовый принцип производства денег.


    <<<< но центральное правительство, имея такой же счет в центральном банке, на межбанковском рынке не участвует.<<<
    Тут идет война за частные деньги . ЦБ эмитировал деньги, дальше всю прибыль хотят иметь частные банки. Поэтому и идут разговоры: правительство под залог облигаций уже получило деньги, дальше наш гешефт.
    Как я понимаю основной вопрос кризиса: останутся ли вообще частные банки.

    ОтветитьУдалить
  2. 7stepan7, необходимо разделять операционные процессы от экономических. Выпуск государственных облигаций означает перевод денег с корреспондентских счетов коммерческих банков в центральном банка на счет центрального правительства, находящемся там же. Вместо денег коммерческие банки получают на свои депозитарные счета облигации центрального правительства. Выпуск облигаций влияет на ликвидность межбанковской платежной системы, и центральный банк, если необходимо, добавит эту ликвидность, в том числе и под залог только что выпущенных облигаций. Более того, в современном мире обычно так и происходит. Платежные системы устроены таким образом, что операции ликвидности имеют сроки платежей Т+0 (т.е. в тот же день), а расчеты по ценным бумагам происходят в Т+3 (т.е. через три рабочих дня).

    С другой стороны, любой дефицит бюджета ведет к росту чистых финансовых активов в частном секторе. Деление этих активов на деньги и облигации лишь изменяет композицию финансового портфеля, но не меняет сути. Традиционно центральные банки отвечают за финансовые активы в диапозоне от нуля (наличные деньги) до одного месяца. Сверх одного месяца – прерогатива министерства финансов. Но деление это является совершенно условным и не имеет экономических обоснований.

    Понятие о частных банках является извращением реальности, о чем я уже очень давно писал. Современные банки по сути своей являются публично-частными совместными предприятиями. В данный момент вся прибыль банков является частной, а все убытки – публичными. Решений этой проблемы может быть много, и об одном из них я и писал в посте по ссылке выше.

    ОтветитьУдалить
  3. Предлагаю дружить домами! :)

    Тоже начинаю систематизировать познания. Не знаю, получится ли уйти от критики больше к созиданию: как должно быть и что делать.

    ОтветитьУдалить
  4. True, конечно, но у вас в блоге я не смог найти вашего емейла. Будьте добры, напишите мне.

    ОтветитьУдалить
  5. Есть вопрос размышление. Представим, что случается то, что предсказывают многие "уважаемые" аналитики. А именно инвесторы теряют доверие к облигациям США и ставки по ним взлетают до небес(или ФРС покупает их на открытом рынке). Инвесторы хотят держать на руках наличный доллар. Исходя из вашей логики США дефолт объявить не может, соответственно дефицит сохраняется и облигации тоже погашаются. Источник этого изобилия "подконтрольный" ФРС. При чем замечу люди не тратят эти деньги, не бегут с ними ни магазины ни в банки, а держат на руках, какое-то время. Объем наличности на руках достигает нескольких триллионов долларов. Все хорошо инфляции нет все живут, как живут. И тут происходит страшное до кого то доходит, что денег то больше чем товаров. Думаю дальнейший сценарий описывать не стоит.
    Замечу что сценарий этот гипотетический, но имеет шансы реализоваться. Хотел бы услышать Ваше скромное мнение по этому поводу

    ОтветитьУдалить
  6. Andrew, этот сценарий, безусловно, беспокит многие умы. В самом начале стоит сказать, что подобному сценарию ничто не мешает реализоваться в любую абстрактную секунду, учитывая способность банков генерировать деньги (доллары). Однако, банки не тратят деньги за исключением бонусов. Банки могут спекулировать на росте или падении цены, но это уже вопрос из другой сферы.

    Суть любой экономики заключается в способности производить товары, которые затем потребляются. Для этого новые товары производятся экономикой, покупаются потребителями и собственно потребляются. Сценарий, который вы описываете, исключает последнюю часть, которая, тем не менее, является критической. Ведь товары, купленные не для потребления, являются спекуляцией. Однако спекуляции происходили, происходят и будут происходить до тех пор, пока их не ограничат. Но это уже опять вопрос из другой сферы.

    С другой стороны, описываемый вами сценарий косвенно ссылается на золотой (товарный) стандарт и количественную теорию денег. Во-первых, золотой стандарт уже давно канул в лету, и хотя по этому поводу многие продолжают сильно переживать, он уже никогда не вернется. Поэтому товарная обспеченность денег не имеет экономического смысла. Во-вторых, количественная теория денег имеет шанс на существование только при полном использовании возможностей экономики. Загрузка производства на 70-75% и безработица в 10% говорят об обратном. В таких случаях при росте спроса экономика будет спокойно наращивать производство и расти.

    Существование облигаций никого и никоим образом не ограничивает в расходах. Облигации являются самым ликвидным и безопасным инструментом , и финансовый сектор с радостью их монетизирует для любого клиента. За небольшую плату, естественно. И в том числе с помощью центрального банка. Само существование облигаций является уступкой для финансового сектора, который иначе вынужден был бы самостоятельно придумать альтернативу. А альтернативы у него нет и придумать ее не так просто. А она ему нужна как воздух. По этой причине правительства продолжают выпускать облигации, даже когда имеют профициты бюджетов. Это происходило во многих странах, включая США, и является прямым подтверждением того простого факта, что в современной бумажной системе выпуск облигаций к финансированию бюджета отношения не имеет.

    Безусловно, всегда существует гипотетическая возможность, что весь мир (или страна) сойдет с ума и начнет все подряд скупать, в том числе в кредит. Но против такого сценария у любого правительства существует простой и понятный инструмент фискальной политики – налоги. И начать тогда можно с потребительских налогов, например НДС. Однако, смысл имеет обсуждать те сценарии, которые имеют право на существование, потому что инопланетяне тоже могут завтра прилететь, но никто не строит государственную политику, исходя из такой вероятности.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за ответ, но все же есть вопросы. Как же финансируется дефицит бюджета. Ведь понятно, что если расходы превышают доходы, то деньги надо откуда - то взять. Если его финансирует ЦБ, то как вы говорите деньги попадут в банк и тем самым увеличат ликвидность в банковском секторе и если ЦБ проводит не нулевую процентную политику, то он будет вынужден продать гос. облиги для изъятия ликвидности (ваша версия, если не прав поправьте). Все логично, но есть ряд вопросов.
    1) почему вы считаете, что деньги от гос. расходов попадают сразу в банки. Возьмем нашу страну. Доли наличности у нас велика. Если государство будет имеет дефицит бюджета и платить бюджетникам зарплаты (даже если через банки), то они их будут явно обналичивать и тратить. А так как изыматься в виде налогов будет меньше, чем тратиться вот вам и инфляция.
    2) допустим, что деньги перечисляются бюджетникам на банковские карты, и наличка действительно остаются в банковской сфере, но почему же вы забываете, что в это случаи возрастает денежный агрегат М1( наличность у населения + текущие вклады) в следствии чего вырастет оборот платежей внутри банковской сферы, а это в свою очередь приведет к росту спроса на дискретные деньги для расчетов между банками. В результате этого ставки на межбанке по факту не снизятся. А так как для экономики нет разницы между наличными и безналичными деньгами(именно текущие вклады, а не срочные), то при увеличении М1 и той же склонности к потреблению (т.е. сохранение скорости обращение денег) должна расти инфляция либо предложение товаров.
    Т.е. в итоге дефицит бюджета финансируемый за счет ЦБ явно несет инфляционный характер. Хотя соглашусь с Вами если есть избыток производственных мощностей, то вначале будет рост производства.

    И еще один вопрос касаемо М1. Когда банки увеличивают с помощью кредитования текущие счета, это явное инфляционное давление на экономику. Так именно этими деньгами люди расплачиваются за товары.

    ОтветитьУдалить
  8. Andrew, во-первых, по поводу «деньги надо откуда-то взять». Государство является монопольным источником собственных денег, и в современной системе бумажных денег деньги не берутся ниоткуда. Государство их создает. Это означает, что у государства одновременно всегда есть деньги и всегда их нет. Аналогия табло на футбольном стадионе являтся уместной. Когда забивается гол, то стадион просто меняет счет на табло, и ни у кого не возникает вопрос, откуда берутся «голы» на табло. Они у администрации стадиона есть всегда, но в то же время их нет, если гол не забит. Дефицит бюджета – это бухгалтерская констатация факта превышения расходов бюджета над доходами. Выражается он в сумме, на которую были увеличины счета коммерческих банков в центральном банке. Точно также, как счет футбальной команды на табло при забитом голе. Финансирование дефицита – это анархизм золотого стандарта, как и многие иные мифы, занимающие головы людей.

    Источником наличных денег является центральный банк, даже несмотря не то, что во многих странах наличные деньги печатаются министерством финансов, и на них стоит подпись министра финансов. Так происходит, например, в США. В России подписи на банкнотах нет, но печатаются они Гознаком, который входит в Министерство финансов. Однако, вся эта внутренняя бухгалтерская кухня государства спрятана от обывателя.

    Обналичиваются доходы (зарплаты) или нет – неважно. Важно, как вы говорите, тратятся они или нет. Если все доходы в экономике тратятся, то совокупные доходы экономики равны совокупным расходам и все замечательно. Однако, частный сектор в принципе стремится сберегать часть своих доходов. Это означает, что (в закрытой экономике или при отсутствии экспорта) часть продукции будет оставаться непроданной. Дефицит бюджета тогда компенсирует или, иными словами, удовлетворяет стремления частного сектора к сбережениям без производственных потерь для экономики. Этот вопрос я уже рассматривал много раз, и вы можете посмотреть, например, здесь или здесь.

    Скорость обращения денег является самой запутанной концепцией монетаристской теории, которая не имеет четкого экономического смысла, несмотря на то, что интуитивно кажется всем понятной. Более подробно я эти проблемы обсуждал здесь. Скорость обращения денег связана не со склонностью к потреблению, а с эффективностью платежной системы, т.к. М1 используется исключительно в рамках платежной системы (наличной и безналичной).

    Кредиты, создаваемые банками, имеют точно такой же инфляционный эффект, как и дефициты бюджетов, но почему-то ни у кого не возникает идея о том, чтобы запретить банкам выдавать кредиты. Более того, любые расходы в экономике имеют инфляционный эффект: потребительские, инвестционные, частные, государственные, экспортные и так далее. Но почему-то в качестве «плохих» расходов все выделяют исключительно дефицит бюджета, а все остальные расходы – всегда хорошие. Однако за таким делением стоит только оголтелая идеология, что государство – это плохо, а частный сектор – это хорошо. Никакого экономического смысла в таком делении нет.

    ОтветитьУдалить
  9. Я не говорил что государство это плохо или хорошо, и не говорил что кредиты и дефицит это плохо или хорошо.Это субъективные оценки. Я говорю о том что расходы как вы говорите потребительские, инвестиционные, частные, государственные, экспортные если их источник доходы полученные либо от продажи услуг или товаров или налогов не несут инфляционного давления. А вот расходы из воздуха (печатания денег) и рост М1 за счет не полного резервирования несет инфляционное давление. Вот главное отличие.
    Если брать ваше сравнение с футбольным табло (хотя на мой взгляд не совсем корректное)то счет меняется на нем исходя из игры и ни как иначе. Если табло начнет само выставлять счет как ему думается(без контрольное печатание денег) то играть на этом стадионе никто не будет или будет пользоваться суррогатным табло. Так что когда государство пускается во все тяжкие и начинает бес основательно печатать денег и обещать всем благополучия, результат недоверия к государству и инфляция и суррогаты денег.

    ОтветитьУдалить
  10. Также в умеренной инфляции нет ничего плохого, так как она действует на экономику как "бодрящий напиток" так как платежеспособный спрос немного превышает предложение товаров.
    Что касается сбережений. Почему то у вас они возможны тока в денежной или долговой форме. Недвижимость, драгоценные металлы, акции, произведения искусства вы не рассматриваете...
    Что касается сохранение в долговой форме, то обычно частный сектор предлагает более высокие доходности, чем государственный. Так же согласен что государству не нужны деньги частного сектора для финансирования дефицита бюджета. но ему нужно связывать избыточную ликвидность (сбережения граждан), что бы сократить предложение денег в экономике.
    Хотя исходя из вашей логики, зачем государству занимать, ведь тем самым оно де стимулирует потребления и стимулирует сбережения платя за это 2%. Зачем это государству?

    ОтветитьУдалить
  11. Andrew, любые расходы независимо от источника денег являются одинаково инфляционными. Ведь когда вы покупаете что-либо и платите, продавец не интересуется откуда вы взяли деньги: кредитные они, из ваших частных доходов или бюджетные? И если он узнает, что вы - госслужащий, то сразу повышает цену. Нет, так не происходит.

    Да, государство, как монополист, полностью контролирует ценность денег. Точно также как и стадион за каждый забитый гол может выставлять два или половину гола на табло. Но это уже проблема иного плана, которую я также рассматривал здесь. Проблема тогда заключается в том, какими именно инструментами контролируется ценность денег. В настоящее время повсеместно в качестве такого инструмента выбрана безработица, которая оказывает дефляционное давление на цены. Однако, является ли такое решение оптимальным с экономической и социональной точек зрения? Или может есть более гуманные и более экономически оптимальные решения? Ведь 10% неиспользуемых людских ресурсов означает, что нас всех обирают на 10% потенциальных благ. И это только в среднем, не учитывая перераспределение ресурсов между слоями населения.

    Ненависить к государству является идеологической. 50 лет назад мир существовал в условиях полной занятости, низкой инфляции и растущей экономики. И ни у кого эта ситуация не вызывала вопросов.

    ОтветитьУдалить
  12. Andrew, сбережения в недвижимости и так далее не являются сбережениями с точки зрения макроэкономики. Любые микротранзакции, которые вы может считать сбережениями, являются лишь обменом существующих активов. Ваши деньги оказываются у продавца, который должен решить, что с ними делать. На уровне макроэкономики сбережения возможны только в обязательствах государства, т.е. деньгах и облигациях.

    Да, государству нет смысла занимать деньги, и поэтому выпуск облигаций является монетарной операцией, а не фискальной. Цель выпуска облигаций – регулирование процентных ставок, что само по себе является неоднозначным вопросом. Если государство перестанет выпускать облигации, и центральный банк откажется от процентной политики, то процентные ставки упадут до нуля. Вполне логично предположить, что в таких условиях частный сектор может начать больше тратить своих доходов, потому что монетарный стимул сберегать исчезнет. Тогда и дефициты бюджета сами собой сократятся.

    Частный сектор (банки) предлагает более высокие доходности, потому что частный сектор имеет кредитный риск по сравнению с государством. Выражается этот риск в ликидности и капитале банков.

    ОтветитьУдалить
  13. 5о лет назад был спрос на товары. Сейчас с этим проблемы. Человек нынче не тратит все заработанные деньги на потребление, а часть сберегает. Тем самым он лишает другого человека получить доход от своего товара. Государство в свою очередь тратит за этого человека. Правильно или не правильно этическая сторона вопроса. С одной стороны если люди не хотят потреблять, стимулировать его к этому я считаю не правильным так как это ведет к бессмысленному истощению ресурсов земли (исключительно ради роста ВВП). С другой стороны государство не может оставить без работы миллионы людей, тоже верно. На мой взгляд выход есть и он прост забрать деньги в виде налогов у тех кто много сберегает (именно много, а не достаточные для жизни сбережения) т.е. богатых людей и в виде пособий раздавать бедным, те кто хочет потреблять.
    Что касается инфляции. Для понимания возьмем совсем простой пример.
    В деревне живет три человека один производит "еду" второй "одежду", третий чиновник обеспечивает порядок и все такое. так вот в в этой экономике есть 100 руб.
    Для простоты, расчеты проходят раз в год. Первый человек имея сто рублей покупает одежду у второго, он получат доход 100 руб, 20 руб отдает в веде налогов. Таким образом у второго 80 руб и у чиновника виде зарплаты 20 руб. они покупают товар у первого на 100 рублей. Первый как обычно платит налогов 20 рублей. И вот снова у первого 80 руб и у чиновника 20 руб. они могут купить у второго товара на 100 руб. все работает. Эти расходы не несут инфляционного давления так как они получены из доходов. А вот если чиновник в какой то момент создаст дефицит бюджета заплатив себе 30 руб. Платежеспособный спрос станет 110 руб. а товара на 100 руб. Цены быстро вырастут до 110 и равновесие восстановиться. Так вот этот простой пример иллюстрирует что расходы из доходов не приводят к инфляции а вот расходы из воздуха, ведут именно к этому.

    ОтветитьУдалить
  14. Andrew, ваш пример является стилизованным и основан на допущениях. Он не имеет места в реальной макроэкономике для общего случая. Еще раз повторю, что деньги может создавать не только чиновник, но и банки. Однако никто не собирается запрещать кредитование. Более того, текущий кризис и возник от того, что банки навыдавали кредитов тем, кто никогда не мог их вернуть. Но даже с таким пониманием ситуации никто не собирается запрещать кредитование. А инфляция случается даже тогда, когда бюджет находится в профиците, что и происходило повсеместно в середине 2000-х.

    ОтветитьУдалить
  15. Я и не говорю, что деньги создают тока чиновник. Этот пример лишь показывает отличия инфляционных расходов от не инфляционных. Согласен и ЦБ может эмитировать дискретные деньги, например как делает ЦБ РФ покупает валюту. Коммерческие банки эмитируют безналичные деньги ( согласен если есть спрос). Вопрос в том, что государство ограниченно в своих тратах сверх доходов, если она не хочет вызвать инфляцию. так как сейчас в США не пахнет инфляцией, то дефицит может наращиваться и дальше, но ни как не бесконечно.
    А так во многом я с вами согласен, и признателен за просвещение в интернете. В свое время постигая основы макроэкономики очень не хватало таких сайтов.

    ОтветитьУдалить
  16. Огромное спасибо, за просветительскую работу. Просто зачитываюсь,чую опять за Капитал садится надо)))

    ОтветитьУдалить