На этой неделе Скромное мнение будет кратким, на что есть две причины. Первая причина – нехватка времени на пространное пикселесжигательство. Вторая причина – это уже набившая оскомину тема отсутствия совести у всего, имеющего хоть какую-то близость к современной экономической или политической власти. Казалось бы, что на эту тему можно мало что добавить, и факт отсутствия совести уже мало кого удивляет, но жизнь показывает, что и пределов отсутствия совести у современной власти также нет.
Начнем с власти политической. На прошедшей неделе Барак Обама по поводу Дня труда в США внес, как сообщает один русскоязычный сайт, “три предложения по поднятию экономики … продемонстрировав публике, что принимает меры по оздоровлению экономики”. (Здесь находится статья от агентства Bloomberg.)
Обама предложил следующее:
- 50 млрд долларов инвестиций в инфраструктуру
- расширение налогового кредита для компаний на исследование и развитие
- новые налоговые льготы, которые позволят предприятиям снять с баланса 100 процентов новых капитальных инвестиций до 2011 года
Предложения перемешаны с разными датами и сроками, т.е. немедленный экономический эффект будет достаточно маленьким.
Прочитав данные предложения от Обамы, Скромное мнение решило, на всякий случай, свериться с официальным веб-сайтом Демократической партии США по вопросу позиций этой партии на политическом ландшафте. Сайт приводит длинный документ, описывающий политическую платформу партии, но здесь в одном предложении удобно просуммирована суть:
Демократическая партия имеет длинную и вызывающую чувство гордости историю продвижения и защиты интересов трудящихся американцев, а также гарантии личных свобод всех людей. (The Democratic Party has a long and proud history of representing and protecting the interests of working Americans and guaranteeing personal liberties for all.)
Затем, перечитывая еще раз предложения Обамы, Скромное мнение очень усиленно пыталось высмотреть в них “продвижение и защиту интересов трудящихся американцев”. Не получилось. Вместо трудящихся американцев выходит только:
- контракты для частного бизнеса
- льготы для частного бизнеса
- льготы для частного бизнеса
С такой экономической политикой Обама вполне может оспорить с Клинтоном первое место в списке самых ужасных демократических президентов США. Интересно только, чем же в США теперь занимаются республиканцы, если всю грязную работу за них делают демократы? И где во всем этом цирке находится место трудящегося населения США?
Вот такая вот совесть у власти политической. Но оставим разбираться с этими политическими вопросами политическому консенсусу США и обратимся теперь к экономической власти.
Как стало известно в начале лета, простому обывателю (в число которых входит и Скромное мнение, не имеющее докторской диссертации по экономике из достойного университета) недозволенно иметь собственное мнение по экономическим вопросам. Однако, в число простых обывателей, видимо, не входят ФРС, Бен Бернанке и президенты региональных банков ФРС.
В последнем выпуске Бежевой книги, вышедшей на прошлой неделе, ФРС утверждает, что
Давление на зарплаты является ограниченным, хотя некоторые регионы отметили возросшее давление в узком ряде секторов, испытывающих несоответствие между требованиями к работниками и их навыками. (Wage pressures also were limited, although a few Districts noted increased upward pressures in a narrow set of sectors experiencing a mismatch between job requirements and applicant skills.)
В тот же день Президент ФРС Миннеаполиса с неудобоваримым именем Narayana Kocherlakota выступил с заявлением:
Я думаю, что борьба с текущими и будущими проблемами на рынке труда с помощью инструментов монетарной политики может быть трудной. (I see current and future problems in labor markets that may be difficult to combat using the tools of monetary policy.)
И вновь Скромное мнение решило, что пора посетить официальный сайт ФРС и уточнить ее задачи… Нет, оказывается, задачи ФРС не изменились, и все также как и раньше первой из них является:
проведение национальной монетарной политики посредством влияния на денежно-кредитные условия в целях достижения полной занятости и стабильных цен (conducting the nation's monetary policy by influencing money and credit conditions in the economy in pursuit of full employment and stable prices.)
Так может ли монетарная политика справиться с задачей занятости или нет? Очевидно, что нет, потому что, как Скромное мнение уже обсуждало ранее, сам Бернанке признает, что:
Центральные банкиры не могут в одиночку решить экономические проблемы мира. Тем не менее, монетарная политика продолжает играть передовую роль в продвижении восстановления экономики. (Central bankers alone cannot solve the world's economic problems. That said, monetary policy continues to play a prominent role in promoting the economic recovery.)
Однако, если монетарная политика не может справиться с существующими экономическими проблемами, то единственной остающейся экономической политикой в распоряжении любого государства является фискальная политика. К сожалению, Бернанке ее хладнокровно отвергает, несмотря на полную очевидность этого вывода.
Вот такая вот совесть у власти экономической.
Единственное, что спасает сейчас американскую экономику от полного развала, – это действие автоматических стабилизаторов бюджета. К счастью американской экономики автоматические стабилизаторы бюджета подчиняются слишком фундаментальным процессам, чтобы Обама или Бернанке или кто-либо иной мог вмешаться в их действие в текущий момент времени. Это не означает, что их действие не может быть нивелировано в долгосрочном периоде времени (чем неолиберализм и занимался на глобальном уровне всю свою неолиберальную жизнь), но текущие и прогнозируемые дефициты бюджета являются достаточно большими, чтобы поддерживать экономику на плаву, позволяя национальному частному сектору поправлять свое финансовое положение даже с учетом существующей внешнеторговой позиции экономики США.
Несмотря на все совестливые причитания политических и экономических властей, дефициты бюджета “делают свое дело” и на рынке труда, который начинает показывать настоящие признаки стабилизации, демонстрируя устойчивый квартальный рост продолжительности трудовой недели (желтая линия на графике) и рост почасовой зарплаты (зеленая линия):
Следствием этого является практически рекордное падение производительности труда в частном секторе экономики, которое свидетельствует о существовании трудностей и узких мест в бизнес-процессах корпоративного сектора:
Все это говорит в пользу того, что частная экономика завершила падение и начала трудный путь реорганизации в полном отсутствии совести политической и экономической властей. И если гипотетическая совесть не позволит властям вмешаться в естественные процессы экономики, то текущие дефициты бюджета являются достаточно большими для сохранения умеренного роста ВВП в ближайшем будущем. И когда частный сектор решит, что он уже достаточно восстановил свое финансовое положение, тогда и начнется новый кредитный цикл.
Очевидным следствием нового кредитного цикла станет ускорение роста ВВП и сокращение дефицита бюджета. Скромное мнение считает, что при сохранении фискальных процессов на текущих уровнях это произойдет не ранее, чем через 2-3 года, что оставляет слишком много простора для политического маневра с экономическими последствиями. К сожалению, современное состояние политической совести, моральных принципов и понимания экономических фактов указывают на последствия в основном с негативными признаками, которые в неолиберальном мире проходят под кодовым названием “сюрпризы”.
В отсутствие политических телодвижений или же с движениями а-ля Обама текущая экономическая картина складывается в пользу рынка акций (что отличает его от частного сектора в целом). Продолжающееся самосозерцание ФРС добавляет еще один элемент к экономической стабильности. Изменить ситуацию на рынке акций может только резкая смена политического курса (среднесрочные выборы в США в ноябре) либо серьезный внешний шок, например, из еврозоны, где все проблемы были законсервированы до лучших времен, которые могут наступить в любой момент. И пока ничего такого не наблюдается, акции, как минимум, не будут падать. И если вдруг случится чудо, и текущая политическая ситуация сохранится до начала нового кредитного цикла в США, то рынок акций может находиться у порога нового десятилетия роста.
1. 50 млрд долларов инвестиций в инфраструктуру
ОтветитьУдалить2. расширение налогового кредита для компаний на исследование и развитие
3. новые налоговые льготы, которые позволят предприятиям снять с баланса 100 процентов новых капитальных инвестиций до 2011 года
1. контракты для частного бизнеса
2. льготы для частного бизнеса
3. льготы для частного бизнеса
------------------------
Разве не Ваша мысль - гостраты=рабочие места(по п1)?
Разве не Ваша мысль - налоги нужны государству только для высвобождения ресурсов. Снижение налогов = рост занятости? (п2, п3)
В чем здесь бессовестность?
tema155, бессовестность заключается в том, что демократическая партия должна заботиться о трудящихся, а республиканская партия - о бизнесе.
ОтветитьУдалитьЛюбые расходы ведут к созданию рабочих мест, частные или государственные, инвестиционные или потребительские. Но расходы а-ля Обамы являются очень изращенным способом создания этих мест, т.к. их первичным получателем является частный бизнес, куда, помимо всего прочего, входит и маржа владельцев бизнеса, обычно людей не очень бедных и не страдающих от недостатка дохода.
С такими стимулами будет та же история, как и с первым стимулом, где непонятно какими расчетами 3.3 млн рабочих мест оценивается в 800 млрд долларов. Если поделить одно на другое, то получается более 250 тысяч долларов за место. Вот столько стоит совесть :)
Если можно, я добавлю.
ОтветитьУдалитьЕсли простыми словами, бессовестность в том, что "дивиденды" от подобных жестов со стороны государства перераспределяются в пользу владельцев капитала, а не простых трудящихся. Одним достается пирог, вторым крошки.
Владельцы капитала никак не конкурируют за ресурсы с теми, кому достаются крохи. Одним брильянты мЕлки, другим денег за ипотеку не хватает.
ОтветитьУдалитьТак вот - когда государство накачиваетя прибылями владельцев капитала положение малоимущих улучшается. А то что возрастут "богатства" владельцев капитала - так это для реальной экономики все равно. Богатеи не генерируют инфляцию на потребительских рвнках или на рынке недвижимости.
Зато через них возможно генерировать местное производство и услуги. Если же разбрасывать деньги с вертолета - они уйдут в Китай через импорт.
И, пожалуйста, просветите - а как "в идеале" надо поступить "истинному демократу"?
tema155, я не оспариваю ваши утверждения и с точки зрения экономики как науки вы абсолютно правы. Проблема лишь в том, что платформа демократической партии имеет иные основы, о которых я и наводил справки на вебсайте. То, что сейчас делают демократы, в другое время республиканцы может даже и не отважились бы предложить. Вот в этом и состоит проблема совести.
ОтветитьУдалитьДемократы, или левые политические силы, могут сделать очень многое. Начать можно, например, с отмены подоходного налога для, скажем, трети самых бедных налогоплательщиков. Это есть самое простое решение для тех, кто считает, что частный рынок должен управлять экономикой (люди сами решат, что делать с полученными деньгами).
Безусловно, могут быть и решения для тех, кто считает, что государство - это не просто дармоед, а имеет и должно выполнять важную функцию в развитии общества. В этом смысле, государство вполне может самостоятельно, без участия частного сектора, начать реализацию проектов по обновлению инфраструктуры.
Отмена подоходного налога на малообеспеченных - это да, но боюсь что он уже "отменен".
ОтветитьУдалитьВычеты всякие и пр.
А даже если и нет - то прибавки экономики будет очень мало, имхо. А безработица большая. Меры нужны крутые. Ведь если безработица уйдет к 0, то и зарплаты вырастут, и малообеспеченных поубавится.
Какие еще меры можете предложить? Может просто обамовцы догадаться не могут?
Малообеспеченным вроде даже талоны на продукты дают, что-то 40млн чел вроде.
ОтветитьУдалитьСамое очевидное решение - государственная гарантия занятости при установленной минимальной зарплате.
ОтветитьУдалитьНе так давно, отвечая мне, вы обмолвились :
ОтветитьУдалить"Via4eslav, угадывать будущее - дело неблагодарное."
И тем не менее, в последнем своем сочинении вы таки пытаетесь заглянуть в это самое будущее:
"И когда частный сектор решит, что он уже достаточно восстановил свое финансовое положение, тогда и начнется новый кредитный цикл.
Очевидным следствием нового кредитного цикла станет ускорение роста ВВП и сокращение дефицита бюджета. Скромное мнение считает, что при сохранении фискальных процессов на текущих уровнях это произойдет не ранее, чем через 2-3 года"
В связи с этим позвольте вас спросить, а как вы себе представляете начало нового кредитного цикла ? Ведь для того чтобы начать кредитовать необходимо что-то сделать с уже имеющимися долгами, коих накопилось огромное кол-во. У одних только домохозяйств в США их более 13 трлн, а если присовокупить к ним долги всех остальных субъектов экономики - штатов, корпораций и т д, там вообще цифра какая-то безумная получается. Вы полагаете что эти долги за 2-3 года могут быть погашены, отсрочены, обесценены, списаны или что-то еще ? Иначе, кредитовать придется на безвозвратной основе.
Via4eslav, текущий дефицит бюджета позволяет национальному частному сектору иметь профит в размере 6-7% ВВП (я приводил динамику во второй части ответов на вопросы). Это означает, что частный сектор поправляет свое финансовое положение, а именно уменьшает финансовый рычаг (отношение долгов к финансовым активам). В какой-то момент рычаг достигнет уровня, совместимого с началом нового кредитного цикла, после чего рычаг начнет расти вновь. Важным, конечно, является распределение доходов в частном секторе, т.к. оно может указывать на форму "лечения" финансового рычага: погашение или дефолт и списание. Например, все понимают, что если банкам дать достаточно времени и крутую кривую доходности (т.е. большую разницу между краткосрочными и долгосрочными процентными ставками), то банки будут зарабатывать достаточно денег, что позволит им медленно, за счет генерируемых доходов списывать долги безнадежных клиентов, поправляя свой баланс.
ОтветитьУдалитьТем не менее, как показывает опыт Японии, даже огромные дефициты бюджета плюс значительный экспорт не могут исправить настроения частного сектора и запустить новый кредитный цикл. Причиной тому является, в первую очередь, неэффективное использование дефицита бюджета. Япония строила самую современную инфраструктуру, одновременно сокращая социальные расходы и повышая налоги на потребителей.
Финансовые кризисы очень сложны и, как показывает история, продолжительны по времени. Я не говорю, что 2-3 года может быть достаточно, а лишь что может понадобится еще минимум 2-3 года текущих дефицитов бюджета для того, чтобы частный сектор улучшил свое финансовое положение без клинических последствий для экономики. Если политика изменится в сторону «фискальной консолидации», то исправление долговой нагрузки будет происходить через массовые дефолты. Результатом этих дефолтов будет коллапс экономики и новая Великая депрессия.
А чем списание долга безнадёжного клиента отличается от дефолта этого клиента?
ОтветитьУдалитьnecroman, ничем. И то, и другое требует капитала. Источником средств для списания или реализации дефолта может быть существующий капитал, а также поток прибыли. Если банкам позволить работать на основе зарабатываемой прибыли, то многие из них будут вполне жизнеспособны. Если же банки одномоментно заставить переоценить свой баланс, то многие из них окажутся банкротами. В этом и состоит разница.
ОтветитьУдалитьБлагодарю за ответ !
ОтветитьУдалитьИгры рынка said...
"Например, все понимают, что если банкам дать достаточно времени и крутую кривую доходности (т.е. большую разницу между краткосрочными и долгосрочными процентными ставками), то банки будут зарабатывать достаточно денег, что позволит им медленно, за счет генерируемых доходов списывать долги безнадежных клиентов, поправляя свой баланс."
А нельзя ли вот о этом поподробнее. Если имеет место, как вы пишите, уменьшение финансового рычага (отношение долгов к финансовым активам) частного сектора, т е сокращение кредитования - делеверидж, как же банки будут зарабатывать эти доходы, за счет которых предполагается спиание плохих долгов ? Ведь доходы банков по сути и есть разница между процентами берущихся и выдаваемых кредитов, а объемы-то выдаваемых кредитов сокращаются. Есть еще конечно спекуляции на фондовых и сырьевых рынках, но это подразумевает просто перераспределение доходов, например в пользу тех же банков, а не их рост. Рост цен на сырьевые товары ведет росту издержек в производственном секторе и сокращению рентабельности производства.
Via4eslav, дело не в объеме выданных кредитов, а в денежных потоках. И, как я писал раньше, в экономике, как и в физике, необходимо очень осторожно следить за тем, что и с чем сравнивается. Списание долгов безнадежных клиентов есть поток и сравнивать его необходимо с иным потоком - потоком зарабатываемой прибыли.
ОтветитьУдалитьМожно сравнивать и с объемом кредитов, но тогда поток надо брать за какой-то промежуток времени. Результатом сравнения будет количество периодов времени, за которое текущий поток приведет к необходимому объему.
Аналогией может служить ванна, в которую набирается из крана вода (прибыль), но в которой затычка открыта (списание долгов), и где объем воды соответствует капиталу банка. В этом случае крутизне кривой доходности соответствует напор воды из крана.
Вы затрагиваете также иной важный вопрос. Процентные платежи по кредитам есть такое же перераспределение финансовых ресурсов в частном секторе, как и спекуляции на рынках. Однако первые имеют самое непосредственное отношение к банковской деятельности как таковой. Поэтому существование банков и их кредитных операций приводит к росту финансового рычага небанковского сектора в пользу банковского. С соответствующими последствиями. Это подчеркивает важность процессов перераспределения финансовых ресурсов в частном секторе.
Кстати, современная экономическая теория совершенно не интересуется вопросами финансовой структуры экономики. Одно это уже делает ее совершенно неадекватной базой для принимаемых решений экономической политики.
Игры рынка, дело кнечно не в самом объеме выданных кредитов, а в его СОКРАЩЕНИИ. Именно сокращение и отражает динамику процесса, т е постепенное истощение потока денег, направляемого финсистемой в реальную экономику. А это, в свою очередь, ведет к уменьшению потока заработанной прибыли банками от кредитных операций. А если это верно, то и поток списания долгов должен тоже уменьшаться, иначе ванна быстро опустет :) Таким образом час Х, который можно принять за начало нового кредитного цикла, должен отдаляться от нас во времени, а не приближаться.
ОтветитьУдалитьVia4eslav, процентные доходы банковской системы зависят как от размера баланса (количества кредитов), так и от кривой доходности (разницы между краткосрочными депозитными и долгосрочными кредитными процентными ставками). Однако, сокращение банковского баланса в краткосрочном периоде имеет второстепенное значение по сравнению влиянием кривой доходности. Причина этого и заключается в том, что пассивы (депозиты) у банков являются краткосрочными, а активы (кредиты) – долгосрочными.
ОтветитьУдалитьВ современных условиях центральные банки крутят краткосрочные ставки как хотят. Поэтому резкое снижение процентных ставок в 2007—08 годах привело к такому же резкому росту процентных доходов банков. В целом банковские системы только сейчас (плюс-минус в зависимости от страны, банка и т.д.) проходят через пик процентной доходности, т.е. только сейчас падение ставок по кредитам и сокращение балансов начинает перевешивать эффекты от анормально крутой кривой доходности. И, кстати, стимулирование кредитования за счет льгот (машины, недвижимость и т.д.) и направлено на поддержание размеров балансов банков. Т.е. еще одна дотация банкам со стороны государства.
Но это уход в сторону от начального тезиса. Пример с банками был лишь примером для демонстрации тезиса, как именно может происходить лечение финансового рычага в частном секторе. Возможно, неудачный пример, но он сейчас находится на слуху.
Почему вы думаете, что банки имеют великое значение для экономики? Если домохояйства получают достаточно дохода, чтобы потреблять весь производимый экономикой продукт, то банки для потребления этого продукта не нужны. Обанкротить, закрыть, забыть и никогда не вспоминать. Банки нужны в лучшем случае для производства продукта, а не потребления.
Но в любом случае, все зависит от потребителей, а не от банков. Банки выдадут кредит любому кредитоспособному заемщику. Однако, таких в современных условиях осталось мало, и обычно кредиты им не нужны. Именно поэтому значение для экономики имеют не размер балансов банков, или объем их прибыли, или даже объем капитала по отношению к размеру баланса, а объем финансовых активов и обязательств небанковского сектора экономики и, в первую очередь, домохозяйств. Именно они потребляют ВВП. И как только домохояйства решат, что их финансовое положение является достаточно здоровым, то можно будет говорить о начале нового кредитного цикла. И то, какая часть дефицита бюджета перепадает домохозяйствам, для которых этот доход является критически важным, и будет определять, как быстро начнется новый кредитный цикл.
Игры рынка said...
ОтветитьУдалить"Почему вы думаете, что банки имеют великое значение для экономики? Если домохояйства получают достаточно дохода, чтобы потреблять весь производимый экономикой продукт, то банки для потребления этого продукта не нужны. Обанкротить, закрыть, забыть и никогда не вспоминать. Банки нужны в лучшем случае для производства продукта, а не потребления."
Вот это да ! Я прям чуть со стула не упал, читая эти строки. А кто ж тогда выдавал потребительские кредиты, в т ч ипотечные, домохозяйствам, разве не банки ? Разве не на этих кредитах экономика росла как на дрожжах, раскручивался потребительский спрос и надувались пузыри ? Как же тут без банков-то ?
И что означает эта странная фраза : "Если домохояйства получают достаточно дохода, чтобы потреблять весь производимый экономикой продукт, то банки для потребления этого продукта не нужны." Современная экономика способна наращивать производство товаров бешеными темпами. В том-то и проблема, что этот рост упирается в платежеспособный спрос домохозяйств. Так в США сейчас загруз производственных мощностей составляет примерно где-то 3/4 - некому сбывать продукцию. Домохозяйства обременены долгами под завязку.
Вывод - либо вы пишите про какую-то воображаемую экономику, либо я вас не понимаю. Потому как в реальной экономике роль банковского сектора переоценить сложно.
Игры рынка said...
"Банки выдадут кредит любому кредитоспособному заемщику. Однако, таких в современных условиях осталось мало, и обычно кредиты им не нужны."
Так а я про что. Не с кого особо маржу-то доить, хоть и процентная дходность банков безусловно выросла.
Игры рынка said...
"Именно поэтому значение для экономики имеют не размер балансов банков, или объем их прибыли, или даже объем капитала по отношению к размеру баланса, а объем финансовых активов и обязательств небанковского сектора экономики и, в первую очередь, домохозяйств."
Совершенно справедливо. Возьмите, например, ту часть домохозяйств, которая называется пенсионерами. К тому же их количество будет постоянно расти - следствие бэбибума 40-50-х годов. Дыра в бюджетах пенсионных фондов просто катастрофическая. Как они ее будут затыкать пока не очень понятно. Понятно только что нагрузка на работоспособную часть населения должна увличиваться. А у них своих долгов хоть отбавляй. Перспектива начала нового кредитного цикла представляется мне более чем туманной.
Via4eslav, это не была описка, и я еще раз повторю, что банки для потребления не нужны. Текущее положение является перекосом и не имеет ничего общего со смыслом. Исторически кредитование возникло под финансирование проектов. Кредитование потребления стало следствием падения платежеспособного спроса населения, что является прямой заслугой неолиберализма, который очень заботился о приватизации госпредприятий, дерегуляции рынка труда, разгоне профсоюзов и так далее. Все это привело к перераспределению доходов в экономике в пользу капитала и в ущерб доходам работников. На этом фоне происходило становление и насаждение во всем мире американской модели финансового капитализма, развитие Стенной улицы и финансового инжениринга (европейская и японская модели капитализма были иными). Многие эти вопросы я уже затрагивал в разных постах и комментариях и, возможно, эта тема стоит отдельного поста. А относительно ипотеки и «Как же тут без банков-то» я планирую отдельный пост в ближайшем будущем.
ОтветитьУдалитьВ любом случае, я пишу не про воображаемую экономику, а про экономику практически любой страны мира после Второй мировой войны и до эпохи неолиберализма, когда низкая безработица сопровождалась высоким ростом ВВП при низкой инфляции. Причем все происходило в эпоху золотого стандарта, когда государства на самом деле были ограничины в свободе при проведении экономической политики.
ВВП – это равенство доходов и расходов, и задача государства заключается в создании такого распределения доходов в экономике, чтобы приблизить их как можно ближе к расходам. Тогда кредитование будет связано лишь с созданием нового продукта, т.е. инновациями.
Что касается пенсионеров, больных, безработных и так далее, то во второй части ответов на вопросы я эту тему затрагивал. У суверенного государства не может быть финансовых проблем. Есть только проблемы наличия реальных ресурсов и распределении произведенного реального продукта. Первая проблема связана с ростом производительности труда, а вторая имеет исключительно политические корни.
Игры рынка said...
ОтветитьУдалить"В любом случае, я пишу не про воображаемую экономику, а про экономику практически любой страны мира после Второй мировой войны и до эпохи неолиберализма, когда низкая безработица сопровождалась высоким ростом ВВП при низкой инфляции. Причем все происходило в эпоху золотого стандарта, когда государства на самом деле были ограничины в свободе при проведении экономической политики."
Ясненько ! Однако, те времена прошли давно и закончились дефолтом США с отказом от золотого стандарта и довольно продолжительным кризисом 70-х. Взврат к чему-то подобному вряд ли возможен по целому ряду причин. Ну да дело прошлое.
Вот вы пишите : "Текущее положение является перекосом и не имеет ничего общего со смыслом."
И еще : "ВВП – это равенство доходов и расходов, и задача государства заключается в создании такого распределения доходов в экономике, чтобы приблизить их как можно ближе к расходам."
При этом в прошлый раз вы мне ответи следующее : "К сожалению, я думаю, что текущий кризис не приведет к смене идеологии, о чем свидетельствует истерика о тотальной фискальной консолидации."
Таким образом вы допускаете начало нового кредитного цикла до того как перекос, о котором вы пишите, будет устранен и экономика придет в некое равновесное состояние, когда доходы будут соответствовать доходам. Я правильно понимаю ?
К новому кредитному циклу мы придем либо через дефициты бюджета в течение еще, как минимум, нескольких лет, либо через фискальную консолидацию и экономический коллапс в виде Великой депрессии.
ОтветитьУдалитьКстати, та же Великая депрессия закончилась "благодаря" военным расходам, когда дефициты бюджета в США достигали 25-30% ВВП (в Великобритании были похожие масштабы). Подобное вливание финансовых активов в частный сектор придало ему супер-устойчивость, которая начала иссякать только в 60-х годах.
К сожалению, я не думаю, что текущий кризис приведет к смене идеологии. Но его заслуга уже в том, что показал, как современная экономическая идеология может трещать по швам, и это уже очевидно достаточно широкому кругу людей. Я также думаю, что следующий кризис не заставит себя долго ждать, и он будет намного сильнее. Война-не война, но приятного будет очень мало.
Игры рынка, благодарю вас за ответы и не смею далее отнимать ваше драгоценное время.
ОтветитьУдалитьИгры рынка said...
ОтветитьУдалить"К новому кредитному циклу мы придем либо через дефициты бюджета в течение еще, как минимум, нескольких лет, либо через фискальную консолидацию и экономический коллапс в виде Великой депрессии."
Т.е. политические и финансовые власти стоят перед выбором "дефициты бюджета или фискальная консолидация", которые по итогу приводят к одинаковому результату - "экономический коллапс". А если власти так и не решатся сделать свой выбор, то "экономический коллапс" наступит само-собой?
vishnevsky-ms, дефициты бюджета не ведут к коллапсу, а совсем наоборот. Точно так же, как и государственный долг. Но только, если он номинирован в собственной валюте. Единственным способом лечения текущего кризиса являются государственные расходы, которые могут и должны компенсировать падение расходов частного сектора. Любое иное решение ведет к настоящему коллапсу.
ОтветитьУдалить> Самое очевидное решение - государственная гарантия занятости при установленной минимальной зарплате.
ОтветитьУдалитьСтало интересно, а при такой политике будет возможно увольнение работника при ненадлежащем/неисполнении своих обязанностей? А если можно уволить, то как быть с гарантией занятости?
Я это к чему, как быть с эффективностью работ по этой гарантии?
Петр, приводимый вами аргумент является типичной и естественной реакцией "против". Я давно собираюсь на отдельный пост на эту тему, но буду, видимо, собираться столько же, сколько собирался и с мультипликатором денег.
ОтветитьУдалитьЕсли кратко, то:
об эффективности: большинство людей желает испытывать гордость и уважение от работы и ее результатов, что является более сильным мотивом труда, чем деньги. Многие люди готовы получать меньше денег, но делать ту работу, которая им нравится. Ссылка на эффективность подразумевает, что частный сектор является эффективным по определению. Во-первых, это утверждение является, как минимум, спорным, а, во-вторых, оно завязано на монетарных мерах эффективности. Например, забота о престарелых является очень трудоемким процессом, приносящим немонетарную пользу для общества, и поэтому не интересна для частного сектора.
про увольнения: важно понимать, что государство гарантирует работу по минимальной зарплате и поэтому не конкурирует с частным сектором. Государство лишь задействует тех, кто хочет работать за такую зарплату, на пользу обществу. Частный сектор может увольнять работников, например, при сокращении деловой активности. Государство же, предоставляя работу всем желающим, конпенсирует влияние бизнес-цикла на экономику. Поэтому гарантия занятости является всего лишь фискальным инструментом стабилизации бизнес-цикла и цен в экономике. Работа всегда есть, не хватает лишь желающих платить за ее выполнение.