Подпишитесь!

Размышления о макроэкономике и спекуляциях

Где найти работу


6 июня 2010 г.

Вышедшие в пятницу последние данные о развитии ситуации на рынке труда в США оказались шоком для всех. Месяц май должен был стать чуть ли не самым лучшим месяцем со времен начала текущего кризиса. Во-первых, влияние экономических стимулов на реальную экономику уже достигает своего пика, и далее будет только спадать, оказывая негативное давление на рост ВВП (рост ВВП зависит от изменений составляющих, и сокращение одной составляющей – государственных расходов – по сравнению с предыдущим периодом оказывает негативное давление). Во-вторых, проходящая в США перепись населения также должна иметь пусть и разовый, но однозначно положительный эффект, максимальное действие которого вновь выпадает на май. Тем не менее, официальный результат ужасает:image

В мае было создано 431 тысяча рабочих мест против ожидавшихся 536 тысяч. Из них 411 тысяч рабочих мест были созданы в рамках проводящейся переписи населения (и эти места закономерно исчезнут с окончанием переписи). Из оставшихся 20 тысяч (431-411) 215 тысяч были добавлены в результате применения магии черного ящика под названием “Birth Death Model”, который якобы должен описывать процессы рождения и смерти мелкого бизнеса в рамках бизнес цикла. Однако последняя калибровка магии ящика относительно реальности привела в падению количества рабочих мест в экономике на почти 1.4 млн штук.

И хотя официальный уровень безработицы упал с 9.9.% до 9.7%, он уже давно стал абсолютно бесполезным показателем экономической активности. Причина этого заключается в участии трудоспособного населения в создании этой самой экономической активности.

Согласно официальному определению безработными считаются лица, которые не имеют работы, но активно ищут ее. Следовательно, лица, не ищущие работу, в статистике безработных не учитываются.

А работу нынче найти очень тяжело, и многие отчаиваются в своих поисках. Доля безработных, не имеющих работу уже более полугода (26 недель) стремительно приближается к половине общего количества безработных и равна 46%. Это уже почти в два раза превышает предыдущий максимум, установленный в начале 80-х годов:

image

Поэтому на уровень безработицы влияет не только количество работающих, но и количество отчаявшихся найти работу. А если количество отчаявшихся растет, то уровень безработицы, при прочих равных, падает. Именно такая ситуация и наблюдается в последнем отчете о рынке труда в США.

На графике ниже красная линия показывает долю рабочей силы, т.е. долю населения, участвующего в рабочем процессе либо работая, либо занимаясь поиском работы. Зеленая линия показывают долю работающего населения. Белая линия показывает официальный уровень безработицы:

image

В январе этого года доля работающего населения (зеленая линия) росла намного быстрее, чем участие населения (красная линия). Очевидным эффектом этого является падение уровня безработицы (белая линия). С января по март красная и зеленая линии росли приблизительно одинаковыми темпа, что имело эффект ошибки округления в расчете уровня безработицы, который не изменился в этом периоде. В апреле доля работающих вновь выросла, но количество ищущих работу выросло намного быстрее (красная линия пересекает зеленую линию снизу), что привело к росту уровня безработицы. В мае же доля работающего населения упала, но доля рабочей силы упала намного сильнее (красная линия пересекает зеленую линию сверху), что и привело в падению уровня безработицы.

Итак, ситуация на рынке труда ухудшается, несмотря на то, что уровень безработицы упал. Пока еще рано говорить о структурном переломе, но ситуация начинает приобретать критический характер. Общепризнанной задачей фискальных стимулов на глобальном уровне являлся перезапуск экономики после произошедшего в 2008 году шока. Однако, впечатление, которое начало формироваться в начале этого года, в том числе и в США, может быть разрушено очень быстро.

Старые фискальные стимулы заканчиваются и их эффект очень скоро станет отрицательным. Более того, жизнь показала, что размер этих стимулов был слишком маленький и/или их использование было слишком неэффективным, потому что экономика на глобальном уровне сократилась, а безработица выросла. Надежда на новые и адекватные стимулы с каждым днем становится меньше. Особенно учитывая истерику любителей поистерить, не способных найти хотя бы одно различие между странами с фиксированными обменными курсами, сдавшими собственную монетарную независимость (еврозона и ко), и суверенными в монетарном смысле странами (практически весь остальной и развитый мир). Вывод: государство перестанет быть двигателем ВВП.

Товарообращение с Луной, Венерой и Марсом, а также соседней звездной системой пока еще слишком слабо, чтобы экспорт товаров смог достаточно сильно простимулировать экономику стран Земли. Вывод: в политике увеличения экспорта должны быть пострадавшие на этой планете.

Частный сектор как в США, так и в Европе остается слишком слабым. Вывод: национальные экономики так и не стали двигателем ВВП. (Например, розничные продажи в Евросоюзе упали в апреле на 1.6% по сравнению с годом ранее.)

image

Где же скрывается этот источник мирового роста? Да, Азия пока держится, но как долго она сможет держаться с учетом перечисленного выше?

Печально, что на вопрос “почему сохраняется такая высокая безработица” современная экономическая наука продолжает отвечать “потому что безработные не хотят работать за предлагаемый им уровень зарплаты”. Более банальный ответ типа “потому что на рынке отсутствует предложение рабочих мест независимо от уровня зарплаты” все еще упорно отрицается. Скромное мнение уже давно подсчитало, что сложившийся рост дефицита бюджета в США позволил бы дать каждому новому американцу без работы работу с зарплатой в 100 тысяч долларов. Скромное мнение уверено, что даже за 50 тысяч долларов эти безработные не только бы выполняли полезную для страны работу, но еще и присылали бы в правительство поздравительные открытки по всем государственным праздникам.

Может проблема безработицы заключатся все-таки в отсутствии предложения работы? И если частный сектор не может или не хочет предложить работу, то единственным источником рабочих мест становится государство. И тогда фокус смещается с глупого спасения банков в сторону организации и финансирования экономически важных проектов. Например, в системе образования. Или медицинского обслуживания. Или еще чего-нибудь, что имеет долгосрочную ценность для государства. В отличие от частного сектора, имеющего цикличность квартальной отчетности. А тогда может и банки не надо было бы спасать.

18 комментариев:

  1. Обама проект полета на Луну и основания базы там зарубил. Говорит слишком дорого
    . Получается, если принять априори, что республиканцы особо в сокращении безработицы не заинтересованы, то в США обе партии текущая ситуация устраивает. А электорат видимо утрется...

    ОтветитьУдалить
  2. Alex, это очень интересная (хотя и очень большая)тема, к которой я планирую обратиться на следующих выходных, если ничего более интересного не произойдет. Считайте это анонсом "Справедливой зарплаты" или около того :)

    ОтветитьУдалить
  3. кстати весьма интересно, чисто в теоретическом плане, рассмотреть торговлю с луной. Как это интересно будет учитываться в отчетах МФВ и Всемирного банка :)
    Безработица это очень плохо, так как в длинном периоде существенно снижает национальных доход, что черевато уже и финансовыми проблемами, связанными с возвратом чьи-то инвестиций, да и о безбедной старости можно забыть. В том числе и главный зеленый безрисковый актив. В связи с этим возникает вопрос. Достаточно ли у остального мира ( не марса, венеры итд) предложения сбережений, чтобы рефинансировать бюджет сша и на сколько их хватит. Я так понимаю, что недопотреблять согласны только азиаты, да и то уже с большой натяжкой.

    ОтветитьУдалить
  4. Надеюсь, что к тому моменту МВФ и ВБ уже не будет, чтобы этот мир не тратил реальные ресурсы на столь бесполезное занятие.

    Свой дефицит бюджета США рефинансируют самостоятельно как единственный источник долларов США. Если у вас возникает вопрос о том, кто же именно будет покупать облигации на аукционах, то primary dealers обязаны делать это. Причем в действительности сначала они делают репо с ЦБ, а потом на эти деньги покупают облигации.

    С другой стороны, аукционы можно и даже нужно отменить. Они являются институциональной структурой, наложенной на финансово-денежную систему. Объективной необходимости в этой структуре нет и ее можно изменить, избавив весь мир от страхов по поводу финансирования дефицитов. Ранее именно таким образом этот мир и существовал.

    Что касается достаточности сбережений, то дефицит бюджета возникает в первую очередь по причине возросших сбережений, которые не попадают в реальную экономику, которая по этой причине сокращается, что видно по поведению автоматических стабилизаторов. Так что правая рука моет левую.

    А вопрос о безбедной старости для суверенного государства является таким же политическим в плане перераспределения реальных ресурсов, как и любой иной. Например, воевать или нет с Ираком или Ираном. Разницы нет никакой. Только военным выклянчить деньги проще, чем пенсионерам.

    ОтветитьУдалить
  5. Про безработицу: а почему не рассматривается мысль "уменьшения законодательно величины рабочего дня (количество рабочих часов в неделю)"? Количество безработных уменьшается, продуктивность скорее всего возрастёт. Я помню во Франции такое было, но потом вернулись на исходные позиции.

    ОтветитьУдалить
  6. Vlad, когда во Франции попробывали поступить таким образом, т.е. законодательно уменьшить трудовую неделю, то, как вы правильно заметили, производительность выросла, но практическое влияние на количество безработных было совершенно неочевидным. Ведь если продажи не растут, то у фирм нет никакого интереса нанимать дополнительных работников, потому что это связано с растущими административным затратами на найм, обучение, управление и т.д. и, следовательно, с меньшей прибыльностью.

    С другой стороны, после принятия этого закона в окресностях больших городов во Франции начала усиленно развиваться инфраструктура развлечений (например, гольф), потому что появилось очень много людей, имеющих 4-дневную рабочую неделю. И хотя такая инвестиция оказывает положительный эффект на экономику, в конечном счете она приводит к растущему классовому расслоению в обществе и политической нестабильности.

    ОтветитьУдалить
  7. shortmarket нужна ваша помощь.
    Я вам дам текст Авантюриста и мой комментарий. Насколько верно я думаю?
    Это текст Авантюриста
    http://www.avanturist.org/forum/index.php/topic,970.msg654406.html#msg654406

    Мой комментарий
    ------- фраза «таких денег уже просто нет в природе» означает, что страны мира даже имея профицит во внешней торговли и храня полученные деньги в американских долларах на счетах США просто не смогут столько экспортировать в Штаты (в связи с перекредитованностью и населения и бизнеса)
    -------- Главный вопрос, что будет со ставкой если ФРС выкупит себе на баланс часть госдолга.
    Например, вот взяла и выкупила (есть 700 млрд + по необходимости). Я предлагаю сказать, что ничего страшного не произойдет. Ставки можно регулировать продавая и покупая казначейки. ЦБ, фонды (держатели госдолга) могут конечно попробовать конвертировать доллары в другую валюту. Вопрос, а чем та другая валюта лучше доллара. Это не подпечатывание -- это на балансе ( съели и не подавились, когда 2,3 трлн сейчас). Если другие страны не будут покупать казначейки? Ну, во-первых--- пусть вначале свой внешнеторговый баланс выведут в ноль, во-вторых ---Штаты в чужих деньгах не нуждаются ,тк у них своя валюта и независимая финсистема
    ------ а вот ,что покупать в прежнем объеме население США больше не будет (перекредитованность) , что люди, бизнес начали больше сберегать и поэтому вырос дефицит бюджета – вот это проблема для США. Дефляция идет и будет только усиливаться.

    ОтветитьУдалить
  8. 7stepan7, поскольку это оффтопик, то пишите в будущем мне на мейл, и я с удовольствием буду отвечать на вопросы.

    Речь, я понимаю, идет о последнем параграфе указанного комментария:
    1. вы правильно указываете, что экспортеры в США, если они желают иметь долларовые активы, покупают облигации правительства. Это означает, что дефицит операций по текущему счету перетекает в облигации за вычетом сумм, которые могут тратиться на реальные активы или финансовые активы иных стран.
    2. мысль в целом верна, но достаточно запутана :) Основная задача ФРС – это регулирование краткосрочных процентных ставок через проведение операций на открытом рынке (покупка и продажа облигаций), пассивно отвечая на избыток спроса и недостаток предложения банковских резервов. Единственная причина, по которой на данный момент наблюдается избыток банковских резервов, заключается в нулевых процентных ставках. Если бы ставки были не нулевые, то ФРС продавала бы банкам облигации правительства, которые она до этого же и выкупила. Выкупила она же их потому, что стремилась избавить платежную систему от риска коллапса, обусловленного недоверием банков друг другу.
    3. Правильно. Дефицит есть пассивное отражение процессов в экономике, несмотря на активное утверждение и обсуждение в парламентах. Автоматические стабилизаторы всегда действуют анти-циклично и независимо от желаний банковских и иных экспертов. Текущий дефицит бюджета отражает огромное падение экономической активности, которое он пытается компенсировать, впрыскивая денежные ресурсы в экономику. Падение активности означает падение спроса, что всегда имеет дефляционные эффекты. И падение спроса и есть проблема экономики.

    Мой краткий ответ будет таким:
    avanturist классически противоречит сам себе. Сначала он говорит, что ФРС скупает облигации и не напечатала ни одного необеспеченного доллара, а затем начинает пугать отсутствием покупателей, потому что суммы дефицитов перешли из разряда миллиардов в разряды триллионов, а таких денег уже якобы нет в природе.

    Во-первых, ни одного доллара США не было бы в природе, если бы он не был создан США.

    Во-вторых, в США существует институт primary dealers, которые обязаны покупать облигации на аукционах. С операционной точки зрения это происходит очень просто: дилеры получают деньги от ФРС под репо существующих облигаций, на эти деньги они покупают новые облигации на аукционе, которые тут же перезакладывают в ФРС. Вот так правая рука моет левую :)

    В-третьих, если теоретически возникнут проблемы с продажей облигаций, то в следующий же момент существующая институциональная структура будет политически изменена на такую, которая будет исключать возникновение подобных проблем. Например, отменить необходимость продавать облигации. Или обязать ФРС покупать облигации напрямую. Или еще что-нибудь. История, кстати, знает два или три случая, когда аукционы в США были провалены. Последний раз это произошло после атаки на Нью-йорк. ФРС и Казначейство совместно с банками сразу же организовали специальную процедуру, и «проблема» была решена. Еще ранее, нахошелся случайный банк, о котором ранее никто не слышал и который покупал «невостребованные» облигации. Как потом оказалось, этот банк был государственным :) И так далее. Информация об этом есть в интернете, но нет ссылок под рукой.

    ОтветитьУдалить
  9. "Вывод: государство перестанет быть двигателем ВВП."
    Извиняюсь, что иду не по порядку, но, опять тот же вопрос: "А как же бесконечный госдолг?"
    Везде по миру дефляционные процессы. Что США, что Япония, что Европа.
    И государства могут решать любые насушные проблемы - от научных изысканий до освоения дальнего космоса. Все карты в руках... и вдруг - перестанет быть. Непонятно.

    ОтветитьУдалить
  10. tema155, бесконечный долг является следствием того, что частный сектор не тратит доходы, которые он получает, на потребление производимого ВВП. Но он не является самоцелью. Задачей государства является проведение такой экономической политики, которая с минимальными усилиями приводит к максимальному долгосрочному эффекту. В соотвествии с этим определением спасение банков, например, было абсолютно бесполезным и дурацким мероприятием. К сожалению всех небанкиров, эта точка точка зрения не имела большой популярности год или два назад. Поэтому долг можно и дальше увеличивать, но реальный эффект от этого может быть очень маленьким. Более того, этот маленький эффект сейчас дает любителям истерики много поводов поистерить, потому что якобы все фискальные стимулы оказались бесполезными.

    ОтветитьУдалить
  11. Согласен с комментарием, но...
    Какие минимальные усилия государства приведут к максимальному долгосрочному эффекту? Имхо, наращивание госдолга. Конечно, эти деньги надо направлять на что-то перспективное, а не на производство наркоты. И не вливать в банки. Исследования и разработки, инфраструктура, медицина, образование - примерно так.
    Это даст 1) Увеличение занятости и улучшение уровня жизни, 2)Установит долгосрочный тренд на снижение доходности капитала, что приведет к переходу экономики от финкапа к реальной, особенно, если финкапу "помочь" налогами.
    Т.о. Ваше "Вывод: государство перестанет быть двигателем ВВП." мне представляется ошибочным.
    Ибо государство может стать и двигателем ВВП и генератором нового экономического долгосрочного тренда.

    ОтветитьУдалить
  12. tema155, написав, что государство перестанет быть двигателем ВВП, я имел ввиду, что в данном кризисе именно благодаря государству прекратилось падение ВВП, и начался его рост. И поскольку частный сектор еще очень слаб, то если государство прекратит поддержку экономики, то оно перестанет быть (единственным) двигателем ВВП. Я не имел ввиду глобальные проекты и в следующий раз буду стараться более конкретно формулировать выводы.

    Что касается минимальных усилий, то они могут зависить от конкретных условий в каждой стране. Тем не менее самой первой альтернативной может быть гарантия занятости по минимальной установленной оплате труда, т.е. каждый желающий работать может всегда получить работу от государства, выполняя любые проекты, которые государство считает важными и полезными. Также можно поредактировать налоговую систему, чтобы те, кто не тратит или сберегают слишком много, тратили больше или сберегали меньше. Здесь адекватным решением будет не долгосрочный тренд, а структурное изменение и повышение средней зарплаты в разы. Например, через кардинальное повышение минимальной зарплаты и ее дальнейшую индексацию на рост производительности. Тогда, совместно с гарантией занятости, это приведет к вытеснению за грань существования любой бизнес, который не сможет выжить в сложившихся условиях, т.е. который имеет слишком низкую производительность использования имеющихся ресурсов. Минимальная зарплата тогда станет стимулом роста производительности: ограниченные ресурсы и неограниченные потребности.

    ОтветитьУдалить
  13. Согласен.
    Проблема - в моем восприятии текста.
    Старые фискальные стимулы заканчиваются - государство перестанет быть двигателем ВВП. - организации и финансирования экономически важных проектов.
    Сразу не уследил цепочку, каюсь.
    "в следующий раз буду стараться более конкретно формулировать" - заранее спасибо

    ОтветитьУдалить
  14. Как вы думаете, возможно ли реализовать занятость для безработных при минимальном окладе в пределах района? Своего рода - пилотный проект. Дело в том, что у района есть бюджет, но нет своей валюты. Без федерального финансирования - не обойтись?

    ОтветитьУдалить
  15. Виктор, не обойтись. Ведь тогда из близлежащих райнов все начнут переезжать туда, где есть гарантия работы. Посмотрите на, например, Москву. Да, гарантии работы нет, но вероятность ее иметь намного выше, чем в провинции.

    В любых подсистемах любые отклонения будут уничтожаться через элементарный арбитраж, только если отклонение не покрывает всю систему.

    ОтветитьУдалить
  16. Ясно. А если другой вариант: параллельно деньгам пустить муниципальные обязательства, которые бы принимались в некоторых магазинах города в качестве денег (технически - пластиковые карты). На эти "деньги" нанимать безработных для разных городских работ.

    "Деньги" будут потрачены в местных магазинах, которые в свою очередь оплатят аренду, свет, охрану, труд. Часть "денег" будет предъявлена муниципалитету для обналичивания (закупка товара в других районах). Но другая часть пойдёт по второму, третьему кругу. Таким образом можно подкормить внутреннюю экономику района просто подрисовывая нолики в платёжной системе муниципалитета.

    Чем не выход для Греции?

    Кстати, теперь по другому взглянул на действия Абрамовича на Чукотке. Там почти не пользовались наличными, а только пластиковыми картами. Возможно, нули и подрисовывали для активизации внутреннего чукотского оборота. Но взрывного роста не произошло, полагаю, потому что внутренних ресурсов на Чукотке немного, а всё привозное.

    ОтветитьУдалить
  17. Виктор, вы создаете государство в государстве. Процесс обналичивания для закупок в других районах подразумевает плавающий обменный курс или означает кредитный риск. Если курс можно сделать плавающим, то вы создадите отдельную финансовую систему. В противном случае федеральное правительство будет гарантировать любые обязательства местных правительств.

    Не стоит забывать, что настоящую ценность бумажным денегам дает их способность погашать налоговые обязательства. Муниципалитет может принимать талоны в счет оплаты местных налогов, но для оплаты федеральных налогов все равно понадобятся федеральные деньги.

    Кстати, то о чем вы говорите, существует и используется в некоторых странах. Например, в Чехии и Словакии существуют талоны, которые выдаются предприятиями работникам и которые принимаются в счет оплаты товаров в магазинах. Но ценность этих талонов фиксированна в национальной валюте.

    ОтветитьУдалить
  18. Да, в подобной схеме "государство в государстве" нет необходимости, если на федеральном уровне всё понимают и предоставляют резервные деньги для целевых программ под производство.

    На уровне муниципалитета отдача мала, так как замкнутых экономических циклов "производство-зарплата-торговля" практически нет.

    ОтветитьУдалить