Подпишитесь!

Размышления о макроэкономике и спекуляциях

300


8 марта 2010 г.

Спарта. Город, рождавший воинов. Культ тела, культ бесконечных тренировок, позволявших добиваться фантастической выносливости, потрясающее владение оружием и неспособность к любым другим занятиям, потому что спартанцев с детства учили быть воинами и более никем (источник)

Отважные сыны Греции, работающие в министерстве финансов, встали на пути вражеских орд дикарей, стремящихся поработить родные земли. Их дикие вопли с каждым днем приближались все ближе и звучали все сильнее:

Греция должна продать (отдать нам) свои острова, чтобы избежать банкротства. Мы купим их Акрополь и Парфенон и потом согласны сдать назад в аренду

… кричали дикари с севера. Вандалы из Золотого человека за небольшой процент с награбленного также готовы были присоединиться. Но триста воинов вышли им навстречу и выстояли. И даже вестник не умер, принеся эту новость в Афины. И город продолжает стоять в веках, а Акрополь и Парфенон сохранили свои греческие названия.

Греция победила.

Она смогла успешно выпустить 10-ти летние облигации, показав всем фигу, что нация еще в состоянии одолжить деньги. Все, у кого уже давно не осталось ни грамма совести, похвалили и похлопали Грецию по плечу. Проблема решена и теперь можно расслабиться.

Скромное мнение никоим образом не пытается защитить Грецию. Обманывать других всегда было плохо. Но это уже произошло, и переживать по этому поводу могут только ультра-правые политики-имбициллы, обнаглевшие банкиры-инвесторы, а также религиозные фанатики чикагского и австрийского толка. К сожалению, все эти элементы в чрезмерном избытке присутствуют в любой стране.

Но кризис за окном еще не закончился, и пока горит дом, рано искать виновного в пожаре. А уж в том, что глобальный финансовый кризис случился таким, как он есть, Греция категорически не виновата. Спрашивать стоило бы у немецких банков, которые начали разваливаться уже в далеком августе 2007 года. Вот уж у кого точно “рыльце в пушку”.

Текущий кризис показал, насколько неадекватной является система евро, полностью лишающая страны еврозоны экономической свободы и в лучших традициях МВФ погружающая их в хаос процикличных экономических мер. Скромное мнение уже уделяло этому вопросу внимание, хотя пункт с МВФ пока еще остается в списке “к рассмотрению”.

Также текущий кризис раскрыл полное отсутствие минимальной политической воли и лидерства, остатков совести и этики у всего, имеющего отношение к исполнительной, законодательной, а частично и судебной ветвей власти - полный интеллектуальный и этический паралич самопровозглашенных политических элит. Греческая проблема имеет(ла) множество простых и легких решений. И когда пожар был бы погашен, тогда и можно было бы заняться поиском причин произошедшего и путей их устранения. А пока и Грецию сделали виноватой во всех смертных и проблем никаких не решили, а только создали новые. Достаточно спросить любого грека о том, что он думает о Германии, и наоборот. Но вернемся в воды экономические и посмотрим, на что же именно немцы подписывают Грецию и некоторые другие страны еврозоны.

Начать стоит с самого простого – национальных счетов. Предыдущий экскурс в основы макроэкономики вызвал определенные вопросы, и это есть хорошо. Скромное мнение хотело бы надеяться, что часть вопросов получит свои ответы сегодня.

Итак, в экономике в любом бухгалтерском периоде суммарные расходы равны суммарным доходам, и представляют собой ВВП. В аналитических целях экономику можно разделить на любое количество частей, но суммарные расходы всегда будут равны суммарным доходы. Этот вывод является следствием принципа двойной запаси в бухгалтерском учете, который был придуман человечеством задолго до того, как на этой планете появились города Чикаго и Гарвард.

Стандартным аналитическим делением экономики является деление на национальный частный сектор, государство и зарубежный сектор. В свете расходов и доходов в ВВП это деление выглядит следующим образом:

Баланс национального частного сектора + Баланс зарубежного сектора + Фискальный баланс государства = 0

Следствием любого деления экономики является то, что если один сектор тратит меньше своего дохода, т.е. имеет профицит, то какой-то другой сектор в экономике обязательно должен находиться в дефиците.

В прошлый раз Скромное мнение приводило секторальные балансы экономики в следующем виде:

(S - I) = (G - T) + (X – M)

где (S – I) описывает баланс частного сектора, (G - T) – баланс бюджета, (X – M) - баланс счета текущих операций. Для полноты изложения: S есть сбережения, I – инвестиции, G – расходы государства, T – налоги, а (X – M) представляет собой чистый экспорт.

Экономисты-дилетанты из Чикаго и Гарварда, любящие демонстрировать свою математическую ловкость, измываются над этим равенством как могут, выражая то одну, то другую переменную через все остальные и при этом делая такой важный вид, как будто их ловкость несет какой-то экономический смысл. Скромное мнение не собирается так глубоко копать и отметит только, что с точки зрения государства (правительства) единственным секторальным балансом, который от него непосредственным образом зависит, является баланс бюджета, т.е.

Баланс национального частного сектора + Баланс зарубежного сектора = - Фискальный баланс государства

или

(S - I) + (M - X) = (G - T).

Представленные в таком виде национальные счета указывают на роль государственного бюджета в экономике, а именно удовлетворение потребностей частного сектора в сбережениях.

Посмотрим теперь, что же такого требуют от Греции толстосумы из Франкфурта и Брюсселя. Вводные данные: начальный дефицит бюджета – около 12%, экономика – ни туда, ни сюда, цель – дефицит бюджета не более 3%.

Задачу графически можно представить следующим образом. На вертикальной оси изображены баланс частного сектора и дефицита государственного бюджета, на горизонтальной – объем ВВП. Дефицит бюджет зависит от ВВП, и чем больше ВВП, тем больше налоги и тем меньшим является дефицит бюджета. Таким образом падающие наклонные линии красного цвета показывают зависимость баланса бюджета от ВВП. Сбережения частного сектора увеличиваются с ростом ВВП, что демонстрируют восходящие зеленые линии. Любая точка по вертикали соответствует равенству секторальных балансов, т.е. дефицит одного сектора (государства) всегда равен профициту другого (частного) сектора.

image

В данный момент Греция находится в точке А, где дефицит бюджета равен приблизительно 12%. Самым безболезненным и кооперативным вариантом развития экономики является движение в точку А’, что потребует изменения поведения – сдвига кривой – частного и государственного сектора. Такой вариант является возможным при реализации какой-либо политики, стимулирующей частный сектор тратить бОльшую часть своих доходов, что, очевидно, требует времени для реализации.

Толстолобые политики еврозоны дать это время Греции не хотят и требуют от нее конкретный план действий уже сейчас. Правительство Греции им такой план даст, который будет заключаться в надежде попасть в точку Б с дефицитом бюджета 3%, где поведение дефицита бюджета меняется (сдвиг красной линии), но поведение частного сектора остается прежним (движение вдоль зеленой линии).

Безусловно, сценариев развития событий существует бесконечное множество, но в ситуации, когда государство играет роль плохого полицейского, очень наивно предполагать, что частный сектор вдруг начнет играть с государством “в кооператив”. Надежда, конечно, умирает последней, но ожидания того, что в существующих условиях поведение частного сектора не изменится, представляются крайне беспочвенными. Следовательно зеленая линия также сместится, но, очевидно, не в сторону увеличения расходов (вниз), а в сторону роста сбережений (вверх). Экономика, в таком случае, попадает в точку Г, где падение ВВП будет намного бОльшим, чем будет представлено в оптимистичных прогнозах правительства. При этом баланс целевого бюджета должен будет проходить через точку В, т.е. предоставленные в Брюссель планы должны будут указывать на изменение фискального баланса в сторону профицита бюджета, который затем за счет автоматических стабилизаторов (пособий по безработице и т.п.) будет вытеснен в сторону дефицита (точку Г) при продолжающемся падении ВВП. Естественно, что население Греции не радо такому падению уровня жизни и поэтому бастует.

Но о чем же весь этот сыр-бор?

О правилах еврозоны, ограничивающими дефицит бюджета тремя процентами и, как следствие, ограничивающими рост сбережений частного сектора этими же тремя процентами. Наивно? Бесконечно. Глупо? Однозначно.

Для экспортно-ориентированной экономики Германии данное правило является не такой большой проблемой (хотя еще недавно они сами мучились), поскольку положительный баланс зарубежного сектора (экспорт) берет на себя часть забот бюджета по удовлетворению потребностей национальной экономики в сбережениях, и таким образом может позволить экономике расти.

У импортирующего государства Греция, также желающего наслаждаться растущей экономикой, выбор остается очень простым и одновременно очень сложным: либо наращивать экспорт, либо загонять национальный частный сектор в долги, т.е. заставлять его тратить больше своих доходов.

С экспортом все понятно и в условиях фиксированного обменного курса это является очень непростой задачей, требующей кардинальной перестройки экономики и, как следствие, много времени. С частным сектором тоже все понятно и опять же не так просто: США, начиная с Клинтона, без остановки применяли подобный рецепт, и в итоге не только США, но весь мир пришел туда, где он сейчас находится. Поэтому грекам остается только форсировать разрушение национальной экономики, вынуждая национальный сектор сберегать меньше и через падение уровня жизни лишая его импортных благ. Добро пожаловать в еврозону – узаконенную систему государственного садомазохизма.

Между прочим, учитывая то, что баланс текущего счета еврозоны традиционно был вполне нейтральным, то импортирующие Греция, Испания, Португалия и т.д. спасали от полного развала экспортирующую экономику Германии:

image

Но об этом, конечно, в Германии никто не говорит. Они могут тихонько продолжать издеваться над Грецией и другими, но если не будут предприняты кардинальные меры по реформе фискально-монетарной системы Евросоюза, то час расплаты рано или поздно придет. Например, в следующий кризис, который с текущим состоянием дел не заставит себя долго ждать.

Причина? В рамках секторальных балансов еврозона является исключительно оптимистичным строением.

Нарисуем по вертикали состояние фискального баланса, а по горизонтали – баланса счета текущих операций. Тогда диагональная линия соответствует нейтральному балансу национального частного сектора, т.е. торговый баланс полностью транслируется в результат фискального баланса. Верхний красный треугольник соответствует дефициту баланса национального частного сектора, а нижний зеленый треугольник – профициту этого баланса. Разрешенный правилами еврозоны лимит фискального баланс в 3% отмечен горизонтальной красной пунктирной линией. Штрихованый синий треугольник по середине – площадка для макроэкономических игр стран еврозоны, обеспечивающая им экономическую стабильность:image

Любые иные сценарии рано или поздно приводят к экономическому кризису.

Не густо, скажите вы. И будете правы.

Так что облигации-то греки продали, но проблем это никаких не решило. Более того, проблемы еврозоны греки решить и не могут, хотя их собственные проблемы решаются достаточно просто – выходом из еврозоны. И чем дольше текущая ситуация будет затягиваться, тем ближе этот день будет становиться. А любые меры по фискальной консолидации (и падению ВВП) только приближают момент дефолта. Но надежда умирает последней…

5 комментариев:

  1. А ваше уравнение (синий треугольник) учитывает степень влияния Греции на эко ЕС через весьма скромный размер по срав... ?

    ОтветитьУдалить
  2. Larry, я, к сожалению, не сделал явный акцент на тот факт, что синий треугольник вверху применим к импортирующим странам в еврозоне. Тем не менее, все страны еврозоны живут по правилам треугольника. В Германии он является бОльшим, что дает больше свободы бюджету, т.к. Германия имеет положительный экспорт, и треугольник раздвигается в сторону торгового профицита (вправо). Этот профицит возникает, в первую очередь, за счет иных стран еврозоны, о чем говорит нейтральность текущего счета евро. Ответ на вопрос о степень влияния дисбаланса в отдельной стране на экосистему еврозоны не имеет однозначного ответа. Жизнь показывает, что даже такая маленькая страна как Греция в состоянии дестабилизировать такую крупную систему как еврозона. Нам еще предстоит увидеть, чем эта история закончится.

    ОтветитьУдалить
  3. Пасиб за уточнение...

    Очень занимательно пишите, KUTGW !

    ОтветитьУдалить
  4. Сомневался, краснел, но решился откомментировать.

    >>Текущий кризис показал, насколько неадекватной является система евро, полностью лишающая страны еврозоны экономической свободы.

    Не страны, а правительства. И не экономической свободы, а читерской, никому из простых людей не понятной монетарной свободы. Да, действительно им стало сложно тихо печатать деньги, кидая население, но для нормального общества это плюс. Что им мешало иметь сбалансированный бюджет, аккуратно привлекать заёмные средства, не проедать их, иметь профицит баланса? Мешал популизм.

    >>всегда будут равны суммарным доходы.
    Скорее пассивы (источники капитала) равны активам (форма капитала). Впрочем, может я не до конца понял.

    >>Следствием любого деления экономики является то, что если один сектор тратит меньше своего дохода, т.е. имеет профицит, то какой-то другой сектор в экономике обязательно должен находиться в дефиците.

    Он может тратить сбережения. Например, государство сначала увеличивает сбережения, а потом их тратит.
    >>(S - I) = (G - T) + (X – M)
    Это в условиях равновесия. Иными словами, чтобы ВВП не уменьшался и не рос, за период должно соблюдаться это равенство. Но например, S>I означает, что происходит накопление богатства, wealth. Почему в один год один ВВП, а в другой -- другой? Потому, что равенство не соблюдается.

    >>На вертикальной оси изображены баланс частного сектора и дефицита государственного бюджета, на горизонтальной – объем ВВП.
    Что где изображено я понять не смог :).
    (S - I) + (M - X) = (G - T)
    Накопление свободных сбережений + чистый импорт = дефицит бюджета. Ладно, это экономикс, когда-нибудь я эту хитрую науку пойму.

    >>но в ситуации, когда государство играет роль плохого полицейского, очень наивно предполагать, что частный сектор вдруг начнет играть с государством “в кооператив”.
    В чём проблема? Срезать госрасходы, задрать налоги, попросить СС охранять казначейство и молиться.

    ОтветитьУдалить
  5. Не стоит сомневаться, стоит спрашивать. Только в следующий раз, пожалуйста, избегайте формы замечаний к отдельным фразам. Очень тяжело отвечая, втянуться в контекст.

    1. Правительства получают мандат заботиться о своем электорате. Именно поэтому они не обязаны иметь сбалансированный бюджет. Кроме того, сбалансированный бюджет не имеет смысла в отрыве от состояния иных секторов экономики. Думаете ли вы, что сбалансированный бюджет в Саудовской Аравии или Норвегии является обоснованным?

    2. ВВП не есть объем, а есть поток денег, размер которого зависит от единицы времени. Такая зависимость всегда указывает на поток. Следовательно, в рамках ВВП расходы всегда равны доходам. Обе части можно поделить на сектора экономики, но равенство в сумме все равно должно соблюдаться.

    3. Тратить сбережения означает находиться в дефиците, не так ли?

    4. Формула (S - I) = (G - T) + (X – M) является бухгалтерским равенством. Оно не зависит от уровня ВВП или периода и соблюдается всегда, потому что доходы продавца всегда равны расходам покупателя.

    5. Я много раз упоминал, что надежда умирает последней. Но если современная экономика начнет жить по принципам надежды, то сократить расходы до нуля надо в первую очередь на всех экономистов, живущих на государственные деньги. С этим тезис я спорить не буду, потому что они все равно причиняют только вред.

    ОтветитьУдалить