Подпишитесь!

Размышления о макроэкономике и спекуляциях

Бизнес как обычно


22 сентября 2009 г.

Скучно. Сентябрь подходит к концу, а мир все еще стоит на ногах, солнце каждое утро встает на востоке, рынки штурмуют «новые» высоты (мы все знаем, как это выглядит), и банки продолжают косить деньги, но только там, где им пока еще платят по кредитам:

От отсутствия новостей даже кофе не помогает, и от позывов продолжить/закончить тему ETF (освещенную тут, тут и еще тут, а может и еще где) приходиться отвлекаться планированием будущего. А поскольку начало новой недели также не отличается изобилием официальной статистики, то, видимо, в следующий раз все-таки придется прибегнуть к приему с ETF, а пока же помусолим единственную достойную новость.

Итак, на прошлой неделе г-н Бернанке объявил, что рецессия, скорее всего, закончилась. Американское правительство и самый независимый в мире центральный банк (aka Федеральная Резервная Система США) спасли мир от глобального экономического краха, даже не прибегая к помощи маленькой победоносной войны.

Счет за услуги по спасению мира:
- около $1.6 трлн. дополнительного государственного долга (разница между $10.2 трлн. в соответствии с предыдущим трендом и $11.8 трлн. в настоящее время)
- около $1.3 трлн. свежеиспечатанных долларов

Итого к оплате американским налогоплательщиком: $2.9 трлн.

Учитывая практически скоропостижное окончание рецессии, американское правительство решает не продлевать гарантию для денежных фондов, а также существенно сократить программу дополнительного финансирования (Supplementary Financing Program).

Можно открывать шампанское и праздновать появление новых (очередных) зеленых ростков! А также можно закрыть это окно.

А можно попробывать разобрать по слогам.

Денежные фонды – это более доходная альтернатива банковским депозитам. Общий объем рынка составляет $3.5 трлн., из которых около трети приходится на частных инвесторов.

В сентябре прошлого года сразу после банкротства Lehman Brothers старейший денежный фонд Reserve Primary Fund объявил об убытках, списав долги отличившихся братьев. В течение следующего дня инвесторы вывели из денежных фондов $169 млрд. или 5% всех активов, что вынудило правительство США гарантировать такие инвестиции (за мзду, конечно). Гарантия была сроком на 3 месяца, но дело оказалось прибыльным, и гарантия была продлена до года, в итоге благополучно закончившись на прошлой неделе.

На графике внизу красная вертикальная линия показывает день «Д» и совпадает с $169 млрд. А с января этого года активы денежных фондов упали на 11.2% или $439.7 млрд.:

 Программа дополнительного финансирования (Supplementary Financing Program – SFP) – это программа Казначейства США по стерилизации деятельности главного цветного принтера ФРС, т.е. направленная на изъятие из оборота свежеиспечатанных денег и передачу их ФРС с целью дальнейшего использования для «финансирования» длинного алфавита все еще действующих программ. Размер данной программы сокращается на $185 млрд. (с $200 млрд. до $15 млрд.), однако ни для кого не секрет, что мотивация заключается не в декларации вернувшейся стабильности, а в танцах Казначейства США около уровня максимально допустимого размера государственного долга – $12.1 трлн., в то время как текущий долг составляет $11.8 трлн.:

При текущих темпах заимствований $185 млрд. позволят правительству выиграть практически полную неделю времени, пока Конгресс не повысит лимит государственного долга до $13 трлн.

За обоими этими событиями стоит призрак современной монетарно-фискальной политики США.

Сокращение размеров денежных фондов приводит к перераспределению финансовых ресурсов. В портфеле двух крупнейших в мире денежных фондов (Fidelity Cash Reserves – $137 млрд.; Vanguard Prime Money Market Fund – $114 млрд.) государственные облигации составляют соответственно 20% и 37%, в то время как коммерческие облигации (векселя) и депозитные сертификаты составляют 60% и 59%.

Часть выведенных из денежных фондов ресурсов найдет свою дорогу назад на рынок государственных облигаций (финансирование дефицита бюджета), часть денег окажется на гарантированных банковских депозитах (финансирование банков), а часть денег уйдет в рискованные активы (рост настроений избирателей). Хотя, в конце концов, даже государственные облигации могут оказаться «рискованным» активом в случае роста процентных ставок (в этом случае их цена будет падать).

Единственный класс инструментов, который страдает в этом процессе, – это корпоративные облигации – минус $451 млрд. с начала года (случайное ли совпадение с размером падения денежных фондов?) и 10 лет назад во времени:

С другой стороны, кому нужны в современной экономике коммерческие облигации, если правительство США и есть современная экономика (а-ля General Motors, AIG и т.д.)?!

Сокращение программы дополнительного финансирования стало новой серией сладкой мечты г-на Бернанке про продолжающуюся монетизацию экономики. Ему ведь даже ничего не пришлось делать, а денежная база оп! ... и увеличилась на $185 млрд. или 8.6%. Применяя стандартный мультипликатор резервной банковской системы (10х), г-н Бернанке в итоге получит рост объемов кредитования экономики на $1.85 трлн. Как раз то, что доктор прописал. А ведь еще сам г-н Обама говорил, что надо помогать банкам, а не людям, потому что банки в итоге помогут нам всем (последнее предложение второго абзаца, хотя это стоит привести целиком):

there are a lot of Americans who understandably think that government money would be better spent going directly to families and businesses instead of banks – "where's our bailout?," they ask – the truth is that a dollar of capital in a bank can actually result in eight or ten dollars of loans to families and businesses, a multiplier effect that can ultimately lead to a faster pace of economic growth.

К сожалению, г-ну Обаме не сказали, что реалии немного отличаются от планов любителей Кейнса. Около 40% всех напечатанных денег возвращается назад в ФРС в виде избыточных банковских резервов, что является отклонением от нормы в размере 4.23 стандартного отклонения, и имеет, согласно Excel, вероятность в размере 0.0011466%:

Пояснения к графику:
В верхней половине белая линия – банковские резервы; коричневая – размер баланса ФРС.
На нижней половине графика – отношение резервов к размеру баланса ФРС.

А сколько денег банки тратят на закупки государственных облигаций – остается загадкой. В конце концов, кто же будет кредитовать экономику, когда стоимость любого потенциального залога падает, а простаивающие промышленные мощности находятся у рекордно высоких отметок.

Вот такие вот мультипликаторы. Хотя на сегодня уже достаточно, а тема Кейнса останется на другой черный день.

0 комментариев:

Отправить комментарий