Подпишитесь!

Размышления о макроэкономике и спекуляциях

HFT


20 июля 2009 г.

High Frequency Trading (торговля с высокой частотой) – это термин, который нам всем надо твердо запомнить, и который очень скоро войдет в обиход домохозяек в США. О том, что происходит в мире HFT, я уже писал в некоторых деталях, но как в любой большой теме многое осталось на тот момент за переделами. Например, о влиянии HFT на рынок и о последствиях для инвесторов.

По оценкам людей сведущих, в 73% всего объема торговли акциями в США участвуют фирмы, занимающиеся HFT. Я не думаю, что они полностью ответственны за все 73% процента, но то, что участвуют в их создании – факт. Вспомним (например тут), что Goldman Sachs является главным участником программы повышения ликвидности (SLP) на Нью-Йоркской фондовой бирже, и, находится, очевидно как минимум, среди лидеров по объемам торговли на любой иной серьезной торговой площадке, а также за пределами бирж в организованной внебиржевой торговле.

Прошлая неделя дала старт периоду квартальной отчетности компаний. И началась она с отчета Goldman Sachs, которая поразила весь мир своей способностью зарабатывать деньги на плечах американских (и других) налогоплательщиков – $3.44 млрд. чистой бухгалтерской прибыли за квартал. Если так пойдет дальше, то нефтяным компаниям скоро станет стыдно публиковать свои результаты. Очевидно, что золото – всегда золото, будь оно черное, настоящее, или Sachs. Вся GS, как одна команда, работала над получением этого результата. Сюда входят и консультанты M&A, и трейдеры, и брокеры, и компьютерщики, и бухгалтерши. Все эти люди (или те, кто выживет в фирме до февраля следующего года) за свои старания получат рекордные бонусы. Но речь не об этом, потому что остальные банки-получатели денег от американского народа, тоже выступили неплохо.

В свете исключительной заинтересованности GS в упомянутой выше программе повышения ликвидности, где на GS часто приходится половина всей активности, можно предположить, что делают они это не из альтруистических соображений, и некоторая часть их прибыли обязана именно этой программе (здесь приводятся возможные оценки). Лично я о прибыли стараюсь думаю как о созданном благосостоянии общества, т.е. $1 заработанных денег увеличивает коллективное ощущение богатства на $1. Однако, как всегда, есть исключения. Например, выкачка нефти или газа из земли никак не приводит к созданию благосостояния, поскольку является элементарным процессом отъема (ну не будем говорить «кражей»). И поэтому страны, занимающиеся активной эксплуатацией своих недр (никому не кажется, что слово эксплуатация имеет рабовладельческий подтекст?), очень часто и легко переходят из состояния «богатые» в состояние «бедные» и наоборот. В этом плане считается, что банки и иные финансовые компании создают благосостояние посредством более оптимального использования финансовых ресурсов общества, а также через более оптимальное распределение финансовых и некоторых иных рисков. И хотя существование банков является скрытым налогом на общество (при банкротстве банка народ в лице государства очень часто возмещает часть или все обязательства такого банка), аргумент об эффективности плюс лицензирование и надзор над банками позволяют частично оправдать их существование.

Но вернемся к нашим баранам.

Вопрос. В отличие от маркет-мейкеров, которые обязаны выставлять цены на покупку и продажу и обязаны торговать по этим ценам, участники программы повышения ликвидности не обязаны ничего делать. Биржа зарабатывает на сдаче в аренду розеток для компьютеров и на этом интерес заканчивается. Если состояние рынка таким участникам перестанет нравится, то они выключат свои компьютеры и уйдут в отпуск/на пенсию (благо денег уже заработали много). Вопрос в том, что произойдет с ликвидностью рынка, когда 73% этой ликвидности внезапно исчезнут, и когда она станет особенно необходима?

Вывод. Занимаясь HFT, банки и другие фирмы занимаются заработком денег. Эти деньги не появляются в результате или процессе создания мифической ликвидности (вопреки мнению биржи), а являются перераспределением денег от инвесторов в пользу их фирм, т.е. прямым налогом на инвестиционную деятельность. Освежить в памяти некоторые механизмы взимания этого налога можно тут.

Удачного инвестирования!

Дополнение. Хочется добавить одну мысль относительно процесса повышения ликвидности. Целью деятельности биржи является увеличение объемов торговли (и как следствие прибыли), происходящей на ее торговых площадках. Отсюда следует, что повышение мифической ликвидности через увеличение количества транзакций является способом конкурентной борьбы, а не проявлением исключительной заботы о благополучии инвесторов.

0 комментариев:

Отправить комментарий