Подпишитесь!

Размышления о макроэкономике и спекуляциях

«М»-слово


14 июля 2009 г.

Слово «манипуляция» в США всегда было тем словом, с которого все смеялись. Точнее смеялись с того, кто отваживался утверждать что-либо подобное относительно самого демократически прозрачного рынка в мире. Однако, в последнее время не только ужасающее «Д»-слово (депрессия) входит в обиход безработных американских домохозяек, но и «М»-слово (манипуляция) становится настолько обычным, что даже режиссеры CNBC забывают включить 15-секундную задержку для прямого эфира. А Нью-Йоркская биржа вдруг заявляет, что собирается засекретить данные о торговой деятельности калькуляторов. Затем всемирно известный журнал Rolling Stones печатает бомбу о всемирно известной фирме Goldman Sachs под названием «Великая американская машинка для производства пузырьков». А на прошлой неделе интернет совсем задохнулся от новости о том, что арестован некий бывший сотрудник Goldman Sachs, который скопировал некие исходные тексты некого программного кода объемом 32 Mb. Этот код он якобы собирался использовать на новом рабочем месте в «несправедливых целях» (так утверждает обвинитель в официальном тексте судебного разбирательства «США против Алейникова»). Что делала Goldman Sachs с этим программным кодом пока остается вне судебного разбирательства.

Несмотря на все безмерное количество косвенных признаков, мы никогда не узнаем наверняка, занимается ли какое-нибудь демократически-выбранное правительство или коммерческая фирма, близкая к такому правительству, прямыми манипуляциями на рынках. Лингвисты, как и юристы коммерческих фирм и государственных учреждений по надзору за рынком, могли бы долго спорить относительно этимологии слова «манипуляция». Однако, нас, простых и смертных инвесторов, в этой ситуации интересует только тот факт, что манипуляция подразумевает достижение третьими лицами неких, часто несовместимых с реальностью, целей за счет нас, простых и смертных инвесторов. Некоторые способы обогащения третьими лицами за наш счет вполне известны. И даже если

Нью-Йоркская биржа стремится засекретить сами свидетельства обогащения, знание этих способов останется уже навсегда с нами. А ведь, как известно, незнание порождает страх, а знание есть свет.

Скидки за ликвидность

Итак, данные, которые Нью-Йоркская биржа стремится засекретить, пока еще говорят о том, что калькуляторы на прошлой неделе наторговали на бирже около 1.4 млрд. акций, или чуть более 41% от общего объема торговли (около 37% в среднем за последний год). При этом под калькуляторами понимаются компьютеры, которые участвуют в программе повышения ликвидности (Supplemental Liquidity Providers) Нью-Йоркской биржи. Эта программа является узаконенным способом отбора денег у инвесторов под маркой повышения ликвидности. Окунемся в детали согласно S.L.Arnuk & J.Saluzzi „Toxic Equity Trading Flow on Wall Street“. Для иллюстрации ситуаций возьмем пример покупки институциональным инвестором 10000 акций по цене $20 за штуку с использованием алгоритмической торговой системы. Никакой алгоритмической магии такие системы не применяют, и вся их задача заключается в том, чтобы разбивать большие заказы на сотни мелких, которые затем отсылаются на биржу на исполнение по текущей цене. Обычно такие заказы достаточно легко определить по большому количеству «круглых» пакетов в 100 или 500 акций, выставляемых на продажу и покупку.

В рамках программы повышения ликвидности (SLP) брокер, который поместил заказ на покупку или продажу, и который затем был исполнен, в благодарность получает от биржи вознаграждение в размере около четверти американского цента за каждую проданную или купленную акцию. Безусловно, биржа благотворительностью не занимается, и деньги поступают из средств, которые биржа снимает с контрагента. Очень быстро были разработаны стратегии, единственной целью которых стало извлечение таких благодарностей.

В рамках примера предположим, что институциональный инвестор надумал купить некие акции по цене в диапазоне от $20 до $20.05. Его алгоритмическая программа выходит на сцену и помещает заказ на покупку 100 акций по цене $20. Затем, следует новый заказ на 500 акций по цене $20. В этот момент озабоченный ликвидность калькулятор делает вывод о наличии алгоритмического заказа на покупку и помещает заказ на покупку 100 акций по цене $20.01. Естественно, только что продав за $20, продавцы рады будут продать за $20.01, и достанутся эти акции калькулятору, который тут же помещает заказ на продажу этих же акций по той же самой цене в $20.01. Но на этот раз шансы того, что эти акции достанутся институциональному инвестору, достаточно велики. В итоге калькулятор по повышению ликвидности вышел в ноль по акциям, получил скидку от биржи, а инвестору акции достались на один цент дороже.

Алгоритмы-вампиры

Да! Они сосут кровь простых инвесторов (хотя это тот случай, когда подобрать подходящее слово в русском языке очень тяжело). Итак, комиссия по ценным бумагам США (SEC) требует, чтобы брокеры гарантировали своим клиентам наилучшие цены, т.е. минимальную цену при покупке и максимальную цену при продаже. Это требование получило название National Best Bid or Offer (NBBO). Многие алгоритмы автоматизированной покупки или продажи больших пакетов акций привязываются к уровням NBBO, т.е. выставляют заказы на покупку на уровне максимального спроса, действующего в некий момент, и минимального предложения при продаже. Таким образом, они стараются не вести себя слишком агрессивно по отношению к рынку, а копируют его действия в пределах ограничений, установленных для покупки или продажи. Именно эту слабость и стараются использовать алгоритмы-вампиры.

Пример. Предположим, что инвестор хочет купить акции по цене не выше, чем $20.10. Алгоритм-вампир ждет, пока на рынке не появится институциональный инвестор с заказом на покупку (диагностика происходит по такой же схеме, как и в предыдущем примере) и идет в атаку выставляя цену покупки $20.01. Институциональный алгоритм повышает цену (в соответствии с NBBO) до $20.01. В ответ на это алгоритм-вампир повышает цену до $20.02, вынуждая институциональный алгоритм также повышать цену. В конце концов, цена вырастает до $20.10, и тогда вампир продает акции институциональному инвестору, разумно предполагая, что, скорее всего, цена акций сразу же упадет (он ведь ее сам только что задирал против рынка), и он сможет закрыть свою позицию в ноль по акциям, купив их назад по уже более низкой цене. Итого, 10-15 центов ушли кому-то просто так.

Автоматические маркет-мейкеры

Маркет-мейкеры – это граждане, которые обязаны обеспечивать настоящую ликвидность, предлагая купить по цене выше текущей и продать по цене ниже текущей, т.е. облегчая обычным инвесторам торговую жизнь. Однако автоматические маркет-мейкеры (АММ) часто озадачиваются противоположными целями, пользуясь преимуществами своего положения. А именно, они обладают привилегией «пощупать» рынок, т.е. поместить заказ на сделку и, если заказ не исполняется, сразу же его отменить. Эти действия позволяют им добыть очень ценную информацию, которая недоступна людям смертным.

Например, допустим, инвестор поместил заказ за покупку акций по цене не более $20.03, и, естественно, никто в мире об этом не знает. АММ определяет наличие институционального заказа так же, как и в предыдущих двух примерах, и начинает «щупать» рынок. Для начала АММ предлагает купить 100 акций по цене $20.05. Если желающих не находится, то заказ сразу же аннулируется. Затем 100 акций предлагаются уже по цене $20.04. Ничего не происходит и заказ снова отменяется. Наконец, акции предлагаются по $20.03, и институциональный алгоритм покупает. Тогда АММ сразу же выставляет цену на один цент выше изначальной цены институционального инвестора, т.е. $20.01, и, пользуясь своим положением маркет-мейкера, скупает акции еще до того, как у институционального инвестора появляется возможность их купить, а затем продает инвестору по $20.03.

Программные трейдеры

Этот контингент продает или покупает одновременно небольшие объемы большого количества акций с целью повлиять на NBBO и усилить уже существующее движение рынка, вызвав реакцию иных алгоритмов, присутствующих на рынке. Программные трейдеры зарабатывают на опционах, толкая рынок в нужную им сторону, что делает их опционы (более) прибыльными.

Безусловно, список относительно честных способов отъема денег у инвесторов на этом не заканчивается. Все это стало возможно благодаря трем факторам, которые обычно недоступны частным и институциональным инвесторам:

  1. трейдеры, озабоченные проблемами ликвидности, торгуют бесплатно
  2. автоматические маркет-мейкеры устанавливают свои компьютеры непосредственно на биржевых площадках, выигрывая доли секунды, необходимые им для того, чтобы опередить инвесторов
  3. в октябре 2007 года были отменены требования отключать компьютеры всех программных трейдеров в случае агрессивного движения рынка.

К сожалению, появление автоматических торговых программ стало еще одним «налогом» на деятельность настоящих инвесторов, заинтересованных в долгосрочных инвестициях. Правильной дорогой идете, товарищи!

А к теме манипуляций я еще, скорее всего, вернусь.

Коррекция: в связи с поступившим замечанием, часть про хищнические алгоритмы (в новой редакции - алгоритмы-вампиры) была частично переписана. Надеюсь, что идея стала более прозрачной

5 комментариев:

  1. Материал очень интересный, но в данном случае очень сложно пробраться по дебрям участвующих сторон. Так и не понял часть про "Хищнические алгоритмы". Если можно еще раз расписать без ссылок на вышестоящие части, то был бы очень признателен.

    ОтветитьУдалить
  2. Понял. Все коррективы. Ссылки вверху просто занимательны. Они не несут полезной содержательной нагрузки. Что касается участвующих сторон, то война идет между двумя сторонами: простые инвесторы против компьютеров. А-ля «Терминатор». Описанные выше алгоритмы всего лишь показывают, как в эпоху телекоммуникаций и компьютерных технологий можно обувать обыкновенных инвесторов. К нашему сожалению, это требует небольших инвестиций при очень высокой доходности.

    ОтветитьУдалить
  3. Да дело не в названии было:-)
    Итак, чтобы внести ясность. Часть "Алгоритмы-вампиры".
    Правильно ли я понимаю, что SEC обязывает крупных инвесторов выставлять заявки по границам стакана?
    Кому принадлежат эти самые алгоритмы-вампиры? Я как понимаю, там вопросы быстродействия и канала связи очень актуальны - значит это либо маркет-мейкеры, либо сама биржа. Но разве SEC не запрещает подобные вещи?

    ОтветитьУдалить
  4. Кстати, комменты вставляются только со второй попытки (IE 8).

    ОтветитьУдалить
  5. SEC не заставляет крупных инвесторов выставлять заявки вообще. Инвесторы даже покупать не обязаны, а вот брокеры обязаны показывать и исполнять сделки по лучшим ценам, существующим на всех биржах и других торговых системах в любой момент времени.

    Да, компьютеры ставят на биржах, потому что скорость - главный фактор. И любой желающий может снять в аренду на бирже 1 кв. метр и поставить туда компьютер. Стоит это по торговым понятиям не очень много, не более 100 млн, что для любого более-менее приличного хедж-фонда - пыль. Ничего незаконного здесь нет, поскольку торгуют они за свой счет и не обладают никакой особенной инсайдерской информацией. Так торговать может любой.

    Про систему комментов - возможно у гугла были проблемы, потому что я использую стандартную гугловскую систему. Вряд ли они так не любят IE8.

    ОтветитьУдалить