Подпишитесь!

Размышления о макроэкономике и спекуляциях

Какой должна быть прибыль частного сектора


19 июня 2011 г.

Если экономический мир разделить на две части (сектора), то денежная прибыль одной части мира будет равна денежному убытку другой части, независимо от того, на какие части делить. Однако, денежная прибыль может иметь разные названия в зависимости от применяемого деления. Например, в корпоративном мире финансовый результат компании Apple называется “прибылью”, которая в точности равна убытку остального мира. В мире семьи Ивановых финансовый результат называется “сбережениями”, которые также равны убытку остального мира. В мире государства финансовый результат описывается “дефицитом” или “профицитом” бюджета, которые зеркально равны профициту или дефициту всего остального частного мира.

Использование разных терминов лишь затуманивает суть отношений, но бухгалтерский факт зеркального равенства прибыли и убытка двух частей одного целого невозможно оспаривать. Из этого факта также автоматически следует, что в двухсекторной экономике в виде “государство-частный сектор” оба сектора не могут сберегать одновременно.

Затронутая в прошлый раз тема дефицита государственного бюджета и его зеркального отражения в виде прибыли частного сектора оставила один важный вопрос открытым. А именно вопрос о том, какой должна быть прибыль частного сектора.

Кстати, зеркальный вопрос о том, каким должен быть убыток государства, вызывает более глубокие вопросы о том, что такое капитал государства, может ли он быть негативным, и какие последствия это может иметь для экономики.

Для государств, добровольно сдавших свой денежный суверенитет (например, стран еврозоны), ответы на эти вопросы являются достаточно простыми. Но для полностью суверенных государств ответы уже не столь очевидны, а вопросы во многом приобретают почти философские оттенки. Ведь из негативного бухгалтерского финансового капитала суверенного в денежном смысле государства совершенно не следует неизбежность экономических проблем.

Например, как много людей в мире знают, что капитал центрального банка Чехии составляет отрицательные 150 млрд. крон (6 млрд евро по текущему курсу)? Но это не является проблемой для экономики Чехии. Хотя если бы подобный “казус” приключился в США с ФРС, то финансовая пресса буквально захлебнулась бы в бессильной истерике. С другой стороны, отрицательный капитал ЕЦБ является серьезной политической проблемой, которую СМ уже затрагивало ранее. Но оставим вопросы капитала государства в стороне (может быть для другого раза) и вернемся к прибыли частного сектора.

Итак, какой должна быть прибыль частного сектора?

Ответ совсем не очевиден, потому что частному сектору всегда будет мало.

Современная экономическая теория идеологически, т.е. в отрыве от всего остального, стремится к сбалансированным дефицитам бюджета в рамках бизнес-цикла. Более экстремальные версии неолиберализма требуют постоянных профицитов бюджета. Эти стремления особенно занимательны в свете того, что капитализм, как экономическая система, основан на и движем стремлением к частной прибыли. Соответственно неолиберализм, который не очень любит участие государства в экономике, но отрицает право частного сектора на прибыль, напрямую подрывает основы капитализма и частной экономики. Впрочем, подобные элементарные противоречия характерны для любой идеологии. Тем не менее, дефицит или профицит бюджета свидетельствуют о неэффективном функционировании частной экономики.

В капиталистической экономике частный сектор и государство не являются конкурентами, а дополняют друг друга. В то время как частный сектор озадачивается цветами носков и и формой стаканчиков для мороженного, государство занимается образованием, инфраструктурой и регулированием деятельности частного сектора. Одним из направлений этого регулирования является перераспределение прибыли (сбережений) в частном секторе, т.е. налоговая система. В теории и в идеальном случае налоговая система должна сглаживать неравномерности распределения прибыли в частном секторе и обеспечивать бездефицитный бюджет.

Но это теория. В реальности же все обстоит намного сложнее.

И самым первым препятствием на пути теории становится зависимость результата бюджета от решений частного сектора. Государство принимает решения о структуре бюджета до того (ex ante, т.е. до события), как частный сектор принимает решения о проводимых расходах. Но только после того, как частный сектор реализует свои решения (ex post, т.е. после события), формируется фактический результат бюджета.

В идеальном теоретическом случае структура принятого бюджета может совпасть с будущими решениями частного сектора. Или, например, командно-плановая экономика может форсировать равенство между решениями “ex ante” и “ex post”. Однако, в (капиталистической) экономике с существенной ролью производственных решений частного сектора вероятность подобных совпадений практически равна нулю. Поэтому в реальности временнОе несоответствие принимаемых решений двух секторов экономики часто вынужденно ведет к фактическому, т.е. “ex post”, дефициту бюджета.

Постоянные дефициты бюджета ведут к постоянному росту сбережений частного сектора и их неизбежной концентрации в отдельных точках (у отдельных лиц), что ведет к концентрации политической власти со всеми вытекающими из этого последствиями, включая изменения структуры бюджета в пользу этих лиц.

Совсем давно перераспределение сбережений и власти форсировалось через революции, социальные бунты и т.п. В более поздних условиях это перераспределение происходило посредством инфляции (“налог на сбережения”). Однако, с современными центральными банками (точками концентрации власти), напрямую озабоченными тагетированием инфляции, механизм инфляционного налога был подавлен (особенно в еврозоне, т.к. в США ФРС допускает больше свободы в этом смысле), что может вновь вывести силовые механизмы перераспределения на первое место.

Существуют ли решения? Конечно.

Например, гарантированная государством трудовая занятость может существенно ослабить тенденции к социальным революциям и бунтам. Но чтобы не быть еще раз обвиненным в приверженности идеям марксизма, СМ сошлется на работу Института политических инноваций (Institute for Policy Innovation). Вот что данный институт говорит сам о себе:

Если вы верите в низкие налоги, минимальное регулирование, маленькое и менее навязчивое правительство, мы надеемся, что вы поддержите Институт политических инноваций (ИПИ). В ИПИ мы неутомимо работаем над продвижением политических решений, которые используют преимущества индивидуального выбора, свободы и ответственности. (If you believe in lower taxes, fewer regulations, and a smaller, less-intrusive government, we hope you'll consider investing in the Institute for Policy Innovation (IPI). At IPI, we tirelessly work to promote solutions to policy problems that harness the strengths of individual choice, freedom and responsibility.)

ИПИ … однозначно находится в философской оппозиции Большому Правительству, решения которого практически всегда хуже, чем решаемая проблема. Сегодня опасность Большого Правительства является как никогда огромной, и поэтому наша работа является как никогда важной. ([W]e have a definite philosophical opposition to Big Government solutions that are almost always worse than the problem. Today, the threat from Big Government is greater than ever, and our work is more important than ever.)

Такая идеологическая позиция ИПИ явно не пересекается с марксизмом :) А теперь о предлагаемом политическом решении:

Предположим, что вся помощь трудоспособным была бы в форме предложения работы. Если вы явитесь в местное бюро занятости к 9 часам утра, то вы гарантированно получите направление на работу, которая даст вам минимальную заработную плату за один день работы. Если вам нужны еще деньги – приходите завтра. Если у вас есть дети, которых не с кем оставить, приводите их с собой, и о них бесплатно позаботятся, включая медицинское обслуживание, если необходимо. (For example, suppose all aid to the able bodied was in the form of an offer to work. Report to your local welfare office before 9 am and you are guaranteed a work assignment somewhere paying the minimum wage for a day’s work … If you need more money come back tomorrow. If you have children with no one to care for them, bring them with you and they will receive free day care, where they will be medically examined and treated if necessary.)

Если вы работаете минимальное количество часов каждый месяц, вы получите медицинский ваучер, не который сможете купить базовую медицинскую страховку. Если вы работаете продолжительный период и имеете рабочую историю, вы сможете получить помощь при покупке собственного дома. (If you work a minimum number of hours each month, you get a Medicaid voucher that will purchase basic private health insurance. If you work for a continued period establishing a regular work history, you would be eligible for new housing assistance focused on help in purchasing your own home.)

Эта новая система фактически уничтожит реальную бедность в США. Каждый будет иметь возможность, получить гарантированную работу и гарантированный доход от 25 до 30 тысяч в год. Нетрудоспособные граждане, которые не могут работать, будут получать поддержку по другим программам, обеспечивающими безбедное проживание. В США все равно будут существовать люди, которые не захотят работать, несмотря на то, что они могут работать. Но они должны быть свободны в своем выборе. ([T]his new system would effectively eliminate real poverty in America. Everyone would have a place to go where they could get an assured job and an assured income of $25,000 to $30,000 per year. The disabled who could not work should be cared for through other programs focused on them assuring that they would not live in poverty either. There may still be people in America who choose not to work even though they are capable of doing so. But they should be free to make that choice.)

Эта новая, современная система социального обеспечения стала бы настоящим прорывом в личном благосостоянии людей с низким доходом. (This new, modern welfare system would be another historic breakthrough in the personal prosperity of lower income people.)

В конце ИПИ делает следующие выводы относительно своих предложений:

Эти реформы представляют собой крайне интересную возможность для консерваторов и сторонников свободного рынка. Они позволили бы существенно сократить расходы правительства и налоги в долгосрочном периоде. (These entitlement reforms also offer a tremendously exciting opportunity for conservatives, free market advocates, and taxpayer activists. They would dramatically reduce government spending and taxes over the long run.)

Дефицит бюджета в почти полтора триллиона долларов поделить на 15 млн безработных означает 100 тысяч дефицита бюджета на каждого безработного. Эту скромную арифметику СМ уже не раз приводило в этом блоге.

Либералы и демократы должны нервно плакать от таких предложений консерваторов. Впрочем, в отличие от консерваторов, ума им никогда не хватает.

 

Вывод

Дефицит бюджета – это прибыль частного сектора.

Идеология экономического неолиберализма, запрещая дефициты бюджета, отрицает право частного сектора на прибыль. Соответственно, эта идеология преследует цели экономического дарвинизма, где частный сектор сражается и погибает в борьбе за нулевой кусок пирога прибыли. Погибают, естественно, слабые и немощные.

Однако, вопрос об экономически разумных размерах дефицита бюджета совсем не прост. Хотя бы потому, что постоянные дефициты бюджета приводят к концентрации финансовой и политической власти.

Одним из способов определения экономически обоснованного размера дефицита бюджета, а также борьбы с социальными последствиями экономических циклов, является государственная гарантия занятости и связанные с ней расходы. Как говорит в своей работе Институт политических инноваций:

Если Уоррен Баффет появится в бюро занятости до 9 часов утра и захочет получить назначение на работу – без проблем. (If Warren Buffett wants to show up for a work assignment before 9 am, no big deal.)

И когда краткосрочная проблема занятости и ежедневной потери экономического потенциала решена, правительство сможет спокойно думать над долгосрочными путями решения проблем структуры фискальной и экономической политики государства, т.е. проблем перераспределения прибыли в частном секторе. Ведь дефицит бюджета в 10% ВВП является неоспоримым свидетельством этих проблем. Но логика подобного подхода кардинально отличается от слепого стремления к бездефицитным бюджетам: пусть частный сектор делает, что хочет без особых социальных последствий и экономических потерь, а мы “ex post” подумаем, как исправить его перекосы.

25 комментариев:

  1. В общем получается так...
    Государство позанимало у банкиров много денег и вместо того, чтобы отдавать эти деньги продолжает занимать. Все что гос-во занимает оно отдает в качестве процентов за ранее набранные кредиты.
    В рамках этого глубоко пофик, на все остальное.
    Банкиры от такой ситуации нервничают и пытаются путем навязывания идеи о сокращении гос-венных расходов попытаться получить с гос-ва больше денег, которые гос-во может только занять у тех же банкиров...
    Перетирание воды в ступе продолжается уже много лет, в ход с обоих сторон идут уловки, обманы и провокации.
    В результате этого процесса очень интересное влияние на производство (реальный сектор). Если побеждают банкиры, то они часть полученных с гос-ва денег (процентов) выдают под проценты производству и хомячкам (не принципиальна разница, т.к. хомячки работают на производстве). Путем собирания процентов за пользование кредитами с производства внутри реальной экономики деньги изымаются. Компенсировать эти потери может гос-во, которое для этого опять же занимает деньги у банкиров.
    Без бутылки, которых я потратил на осознание этого аш три штуки, разобраться в этом бреде невозможно.
    Возникшее желание перебить всех банкиров и прочих участников и затевателей данной схемы погасилось пятой бутылкой. Короче спать и не напрягаться- завтра на работу.

    ОтветитьУдалить
  2. с ходу ошибка, влияющая на результаты:

    > Если экономический мир разделить на две
    > части (сектора), то денежная прибыль
    > одной части мира будет равна денежному
    > убытку другой части, независимо от
    > того, на какие части делить.

    Плюс эмиссия. Не говоря уж о вторичных эффектах.

    ОтветитьУдалить
  3. vlkamov, это ошибка с вашей стороны. Во-первых, эмиссия - это финансовые обязательства государства. Во-вторых, превышение доходов над расходами есть по определению прибыль независимо от источников доходов.

    ОтветитьУдалить
  4. vlkamov подразумевает покупку ЦБ чего-нить за наличные/резервы, которые не совсем обязательства государства, а средства платежа сами по себе.

    ОтветитьУдалить
  5. True, является ЦБ частью государства или нет - вопрос философский, но в принципе беспредметный. Операционный результат деятельности ЦБ формально консолидируется в бюджете и баланс ЦБ (его капитал) формально принадлежит Минфину.

    Нельзя смотреть на эмиссию наличных денег или резервов ЦБ как на операцию прибыли государства (хотя многие, включая экономическую теорию, так и делают). Эмиссия денег ЦБ не происходит из воздуха, а всегда сопровождается бухгалтерскими операциями, результат которых отражается на балансе ЦБ. Это означает, что наличные деньги или резервы, будучи финансовыми обязательствами ЦБ, требуют соответствующих зеркальных позиций со стороны активов в балансе ЦБ.

    Следующий вопрос, который необходимо задать в этом случае, это какова ценность приобретаемых ЦБ активов. Если ЦБ покупает эти активы по цене ниже рыночной, в том числе в течение всего времени жизни актива, то ЦБ дотирует частный сектор на разницу цен, что в конце концов отразится в его капитале. Если ЦБ покупает активы по цене выше рыночной, то это также в конце концов отразится в его капитале. Но изменения капитала ЦБ являются фискальными операциями, т.к. капитал ЦБ принадлежит Минфину. Важно понимать, что продажи частным сектором его активов (финансовых или реальных) центральному банку имеют зеркальные последствия для бухгалтерского баланса частного сектора.

    Поэтому настоящая эмиссия происходит лишь в результате дефицита бюджета. Происходит эта эмиссия в виде наличных (через дотации капитала ЦБ) или в виде государственных облигаций, для размера бухгалтерского баланса частного сектора значения не имеет. И в том, и в другом случае размер этого баланса растет на величину дефицита бюджета. И поскольку Минфин бухгалтерского баланса не имеет, то для расходов бюджета не существует соответствующей позиции со стороны "пассивов". Минфин суверенного в денежном смысле государства не имеет собственного капитала. Точнее его финансовый капитал бесконечен.

    ОтветитьУдалить
  6. Я как раз смотрю на эмиссию не как прибыль, а как нейтральную операцию, которая увеличивает активы и пассивы ЦБ (допустим все операции проходят по рыночным ценам), не меняя капитал ЦБ (или даже меняя, что фиолетово, как вы верно заметили, для государства в целом и ЦБ в частности).

    Частный сектор при этом получает бухгалтерский доход (прибыль) от тех реальных благ, которые произвел и продал прямо или косвенно ЦБ, будь-то золото, зарплата работника ЦБ, инвалюта заработанная на экспорте реальных активов...

    ОтветитьУдалить
  7. Игры рынка, пытался расшифровать "профицит частного сектора", который возникает при эмиссии и даже без дефицита бюджета.

    ОтветитьУдалить
  8. True, да, ЦБ, как агент экономики, проводит операционные расходы. И также получает доходы. Однако, все ЦБ за редчайшими исключениями от своей операционной деятельности получают прибыль. И их прибыль означает чей-то убыток. И их прибыль является доходом минфинов. Но дело даже не в этом.

    Если частный сектор получает полноценный доход от ЦБ (например, зарплата или оплата за услуги), то я полностью соглашусь с тезисом о том, что в таких случаях ЦБ помогает профициту частного сектора.

    Но покупка ЦБ реальных активов частного сектора - это как equity withdrawal для домохозяйств в ипотеке. Этот финансовый профицит - иллюзия, потому что он учитывает не весь баланс домохозяйств, а лишь его финансовую часть, лишь в виде ликвидных остатков на счетах и лишь в нацвалюте. То же самое касается и финансовых активов, будь то облигации, акции, иностранная валюта или золото. Такие расходы ЦБ являются иллюзией профицита частного сектора, потому что вы ограничиваете определение профицита лишь остатками на текущих счетах. Эти расходы увеличивают ликвидность частного сектора (как в программах QE), но не его прибыль. Единственное исключение - если ЦБ покупает по ценам выше рыночных.

    ОтветитьУдалить
  9. Или говоря иначе, существуют транзакции, связанные непосредственно с изменениями баланса. Именно такими транзакциями и являются операции ЦБ по купле-продаже активов. Такие операции всегда попадают в баланс, могут попасть в отчет о движении денежных средств, но никогда не попадут в отчет о прибыли и убытках, если эти транзакции проводятся по рыночной цене. Эмиссия наличных денег или резервов как раз и является такой операцией.

    ОтветитьУдалить
  10. Игры рынка, для ЦБ они (транзакции) не попадут в отчет о прибылях и убытках (ОПУ), а вот частный сектор зафиксирует прибыль от использования своих реальных ресурсов.

    Точно так же рост совокупного долга позволяет получать прибыль по ОПУ и кредиторам, и должникам... Соответственно требует уточнения, что вы понимаете под "прибылью".

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за как всегда замечательную статью, хотя, с моей точки зрения, эта тема Вами уже и так полностью раскрыта в предыдущих постах за последние годы.
    Тем не менее небольшое, но весьма принципальное уточнение:
    действительно, для увеличения сбережений частного сектора в ЦЕЛОМ необходимы дефициты бюджета.
    Однако для увеличения сбережений ЧАСТИ частного сектора (наиболее и так обеспеченной) этого не требуется - она может увеличиваться за счет уменьшения сбережений (вплоть до сколь угодно отрицательных) другой части частного сектора.
    Более того, при таком механизме этой части частного сектора и вредны дефициты бюджета, уменьшающие через инфляцию полученные таким образом сбережения.
    Ну и по поводу гарантированной работы. Важно не просто гарантировать работу, но и гарантированную оплату труда за эту работу, а то рабский труд тоже есть гарантия :)
    Но это детали. Очень хотелось бы вернуться к потокам капитала. Очень жду.

    ОтветитьУдалить
  12. True, я не понимаю, что вы имеете в виду. Пример?

    ОтветитьУдалить
  13. Игры рынка, факт эмиссии или кредитной экспансии увеличивает финансовые активы и обязательства. Если в результате эмиссии/экспансии созданы реальные ресурсы (товары, работы, услуги), которых просто не было бы без этой эмиссии/экспансии, то обществом в целом была получена "прибыль", которая отражается у того или иного субъекта. Но эта "прибыль" не связана с аналогичным убытком остального мира.

    ОтветитьУдалить
  14. Уважаемый True, в данном случае мы обсуждаем исключительно финансовую сторону вопроса.
    При этом увеличение финансовых сбережений одной части сектора ВСЕГДА связано с увеличением финансовых обязательств другой части (им больше неоткуда взяться).
    Насколько я помню, Вы уже года два назад спорили с Авнтюритом по этому поводу :)

    Игры Рынка, пока ждал Ваш комментарий, сообразил, что надо сделать еще одно мелкое уточнение:
    дефицит бюджета увеличивает сбережения частного сектора только в финансовых обязательствах государства (неважно в деньгах или облигациях).
    Однако увеличение сбережений ЧАСТИ частного сектора может происходить и в финансовых обязательствах другой части частного сектора, при этом не привязанных к перераспределению обязательств государства.
    Но это опять таки детали :)

    ОтветитьУдалить
  15. True, пример, который вы приводите, является примером фискальной политики. Монетарная политика состоит в декларативном определении процентной ставки и затем поддержании ставок межбанковского рынка на этом уровне с помощью операций на открытом рынке, т.е. операций финансового свопа. Операционные расходы ЦБ, как то зарплата сотрудников, приобретение товаров, услуг или работ, являются по сути фискальными операциями. Как, впрочем, и выплата процентов по избыточным резервам.

    Что касается "реальной прибыли" общества, то в современных определениях это называется ВВП, где второе "В" означает внутренний :) Однако, вопрос отличий реального от номинального является более интересным, чем об этом пишут в стандартных учебниках. Но в данный момент у меня нет запала писать большой комментарий на эту тему. Может соберусь на отдельный пост в будущем.

    Кстати, на днях перелистовал учебник Бернанке по макроэкономике и натолкнулся на следующее вопиющее противоречение в двух соседних параграфах на тему национального богатства.

    Сначала:

    Domestic financial assets held by domestic residents are not part of national wealth because the value of any domestic financial asset is offset by a domestic financial liability.

    И параграфом ниже:

    For example, the dramatic increase in the stock market during the 1990s increased U.S. national wealth.

    Это они пытались объяснить, почему негативные сбережения не были проблемой.

    Я это к тому, что "реальное против номинального" на самом деле очень интересная тема.

    ОтветитьУдалить
  16. Alexei: "Важно не просто гарантировать работу, но и гарантированную оплату труда за эту работу, а то рабский труд тоже есть гарантия"

    Я не имел ввиду ЕЦБ/МВФ и Грецию, а размышлял на тему демократического государства.

    Вы абсолютно правы относительно перераспределения сбережений исключительно в рамках частного сектора (вплоть до негативных сбережений в отдельных подсекторах). В этом и состоит одна из основных функций фискальной политики и налоговой системы. Возможно, этот момент я недостаточно четко раскрыл по тексту.

    Что касается потоков капитала, то вы меня озадачили. Я что-то обещал? Только что перечитал историю и ничего не нашел. Кстати, я не могу поражать вас каждым своим постом или темой. Да и цели у меня такой нет. Для меня этот блог часто является таким же путешествием, как и для его читателей. Не хотите встать у штурвала ненадолго? :)

    ОтветитьУдалить
  17. Чтобы стоять у штурвала -"географию" знать надо, а я пока только "на ощупь" путешествую :)
    А по поводу обещания цитирую из обсуждения статьи "Валютные махинации" :

    "Я несколько раз попытался сочинить какую-нибудь историю по этому поводу, но каждый раз все удалял :)... Возможно, мне надо дольше обдумать ответ на ваш вопрос"

    Вот я все и надеюсь :(

    ОтветитьУдалить
  18. Ну а я буду ждать:)
    Кстати, цитата из Бернанке имеет единственное объяснение (поскольку я не знаю всего контекста), что они не считают акции финансовым активом.
    Вообще то процесс превращения любых акций с момента первичного размещения (когда они явно не финансовый актив), в чисто финансовый инструмент, с моей точки зрения заслуживает Вашей отдельной статьи :)

    ОтветитьУдалить
  19. Alexei, я с вами согласен про финансовую сторону вопроса, но я возражаю против другого. Использование терминов "прибыль-убытки" в данном контексте не совсем корректно, потому что они отражают только часть финансовых активов и обязательств (капитал), и по-моему капитал может расти независимо от убытков остального мира

    Игры рынка, в защиту Бернанке я бы все-таки разделял долговые обязательства и Equity. Последнее имеет номинальную рыночную оценку, которая обычно отличается от балансовой оценки "обязательств" по капиталу. Имеет ли смысл вообще термин финансовые обязательства по Equity?! Все-таки обязательства по акциями в большей степени нематериальные (право голоса), нежели денежные.

    ОтветитьУдалить
  20. True, независимо от метода оценки акции являются финансовым активом акционеров и финансовым обязательством компании. Представляют акции право голоса, право на остаточный cash-flow от операционной деятельности, текущую стоимость реальных активов, оценку будущих перспектив компании, возможность поторговать или еще что-либо, все это вторично. Если компания захочет погасить свои обязательства, ей в любой момент времени придется заплатить текущую рыночную цену, чем бы она не определялась.

    Кроме того, любому бухгалтеру понятно, что на консолидированном уровне вся эта магия равна нулю, потому что домохозяйства владеют компаниями. Проблема заключается лишь в выборе согласующихся методов учета для всех секторов экономики. Вы не можете для обязательств компаний использовать балансовую стоимость, а для активов домохозяйств - рыночную, и при этом утверждать, что благосостояние домохозяйств растет. Растет лишь расхождение в методах учета, что является прямой ошибкой учета.

    ОтветитьУдалить
  21. У вас получается логическая ошибка: если благосостояние домохозяйств измеряется в стоимости акций компаний, то обязательства этих компаний по своим акциям никак не относятся к домохозяйствам. :)

    Проблема любого бухгалтера в том, что за этой магией, равной нулю, он не видит реальных активов и людей, которые и есть капитал, который не связан с какими-либо обязательствами.

    Компании - это всего лишь форма организации отношений между людьми, у них всегда активы равны пассивам. Но у людей нет обязательств по своему "капиталу", вместо этого у них есть собственность на те или иные реальные активы, включая навыки и умения. Пример: Навальный создает ОАО "Антираспил" и продает его акции всем желающим. Персона Навального получила денежную оценку, поэтому денежная оценка благосостояния общества выросла. Чтобы выкупить свои акции, ОАО должно "продать" за рыночную цену Навального - даже если это получится, то Навальный просто перейдет в собственность другой компании...

    Потом стоимость Equity подвержена сильным колебаниям, и, если все захотят продать акции, их цена упадет до 0. Тогда как долговые обязательства априори погашаются выплатой номинала.

    ОтветитьУдалить
  22. True, если вы хотите измерить национальное благосостояние, то вам необходимо консолидировать компании и домохозяйства. Но в процессе консолидации вы должны применять одинаковые методы учета и оценки для компаний и для домохозяйств. Если вы будете применять одинаковые методы, то влияние рынка акций на консолидированном уровне будет равно нулю.

    С другой стороны (включая аргумент о реальных людях), для национального благосостояния значение имеют не только корпоративные навыки и умения людей, но и институциональная структура государства. Более того, именно институциональная структура государства часто отличает "богатую" нацию от "бедной". И если вы хотите применять этот аргумент к компаниям, то начать вам надо с навыков и умений государства.

    И "если все захотят продать акции" - это аргумент из теории инопланетян :) В жизни такое не происходит, поэтому и озадачиваться этим не стоит.

    ОтветитьУдалить
  23. Я все же настаиваю, что просто юридически акции нельзя считать обязательствами компании рыночную стоимость ее акций. Вот чистые активы - это да, обязательства перед акционерами. Разница между ними - гудвил, нематериальный актив, который принадлежит акционерам и не обусловлен обязательствами. Выкуп всех акций = ликвидация компании и потеря гудвила.

    Про государство согласен, в том числе как собственника полезных для общества активов...

    ОтветитьУдалить