Подпишитесь!

Размышления о макроэкономике и спекуляциях

Мораль долгов


14 ноября 2011 г.

Французский антрополог Жан-Клод Гале, проводя исследования в восточных Гималаях, обнаружил общество, социальную структуру которого он описал следующим образом (в вольном переводе):

Не далее как в 1970-х годах нижние слои общества (их также называли “побежденными”, поскольку считается, что они являются потомками тех, кого много веков назад завоевала каста современных землевладельцев) жили в условиях постоянной долговой зависимости. Безземельные и безденежные они были вынуждены выпрашивать у землевладельцев в займы просто для того, чтобы питаться. Не ради самих денег, потому что обсуждаемые суммы были ничтожны. Но потому, что бедные заемщики должны были платить проценты в форме труда, за который им по крайней мере предоставляли еду и кров. В обмен за это они чистили туалеты своих кредиторов и чинил крыши в их домах.

У “побежденных”, как и у большинства людей мира, самые существенные расходы всей жизни были связаны со свадьбой и похоронами. Это были значительные суммы денег, которые они должны были всегда одалживать. В таких случаях обычной практикой со стороны высшей касты землевладельцев было потребовать одну из дочерей заемщика в качества залога по кредиту. Часто, когда бедный отец вынужден был брать деньги в долг для свадьбы единственной дочери, залогом по кредиту была сама невеста. На утро после свадебной ночи она должна была бы явиться в дом землевладельца и провести там несколько месяцев в качестве наложницы. Затем, когда она надоедала землевладельцу, он отсылал ее в близлежащий лагерь лесорубов, где следующие год или два она работала проституткой, отрабатывая долг своего отца. Лишь после того, как долг полностью выплачивался, она могла вернуться к своему мужу, после чего они могли начать свою совместную жизнь.

Несмотря на шок устоев, эти “традиции” не вызывали чувств несправедливости. Все считали, что именно так устроен мир. Не было также особого беспокойства и со стороны брахманов, которые обычно выступали духовными наставниками в семьях большинства каст высшего и среднего статуса, а также были судьями. Впрочем, в этом нет и ничего удивительного, т.к. часто самыми известными кредиторами были сами брахманы.

Каждое общество само выбирает себе мораль. И, кстати, католическая церковь всегда выступала против предоставления денег под проценты. Однако, эти правила обычно не соблюдались по причине их “архаичности”. Вместо этого монахи ездили из города в город и кричали на городских площадях о том, что если ростовщики не вернут полученные проценты назад своим жертвам, то непременно попадут попадут в ад.

Исторически кредиторы использовали два способа обелить себя: переложить ответственность на третьих лиц и обвинить заемщиков еще в больших грехах. В средневековой Европе землевладельцы часто выбирали первый путь, используя для этого евреев. И во время туристической прогулки по еврейскому кварталу Праги СМ когда-то узнало от гида, что евреям было запрещено заниматься любой деятельностью, кроме ростовщичества. А затем, когда классу имущих надо было немного спустить народный пар, они “спускали” народ на евреев, обвиняя последних во всех их проблемах.

В современном мире публично унижать евреев уже не принято, хотя на кухнях и за закрытыми дверями может происходить и происходит все, что угодно. И поэтому в современном мире, чтобы обелить себя, кредиторы публично обвиняют заемщиков. Ведь заемщики должны платить по долгам потому, что платить по своим финансовым обязательствам является их моральным обязательством. Так было и во время Азиатского кризиса 1997 года. Так было и во время дефолта в России в 1998 году. Так было и в Аргентине в 2001 году и в Исландии в 2008-м. Так происходит и сегодня, когда европейская и американская верхушки внушают грекам и бездомным американцам о том, что это их вина, что контракты нерушимы и что их надо исполнять, и в этом состоит моральный долг.

А стоя на Карловом мосту и указывая на сооружения на холме на другом берегу реки Влтавы, туристический гид поведала СМ, что в свое время короли Чехии озадачивались тем, чтобы дать работу беднякам, борясь таким образом с безработицей. Безработица - это еще одна мораль современного общества, где вся ответственность вновь перекладывается на плечи бедных и слабых. Ведь это их лень, и поэтому их вина и их моральная обязанность, найти себе работу.

Каждое общество само выбирает себе мораль.

 

Отступление

После двух с половиной лет вполне активного пикселесжигания интерес к данному действу у меня (да, СМ – это, как ни странно, я и мое скромное мнение) начал угасать. Надо было или что-то менять, или бросать.

Бросать было жалко. Ведь, хочется надеяться, что пикселесжигание было познавательным и интересным процессом не только для меня самого, но для постоянных читателей, коих скопилось уже внушительное количество.

И, сокращая потуги на философию жизни, данным постом объявляется реструктуризация shortmarket’а. Соответственно, количество и объем занудных историй о политической экономике будет категорически урезан (ведь последний пост в 4 тысячи слов вымучивался почти две недели). Вместо этого вводится три независимых рубрики:

  1. “про экономику”, что будет урезанной версией предыдущих занудных историй
  2. “о рынках”, что будет попыткой разбавить занудство спекулятивными идеями для тех, кому интересно поспекулировать и поговорить об этом
  3. “по страницам”, куда будут выплескиваться случайные цитаты и мысли по прочитанному в случайных книгах.

И данный пост является первенцем в категории “по страницам”. Его мотиватором стали первые прочитанные станицы книги “Debt: the first 5000 years” под авторством антрополога David Graeber:

Debt: The First 5,000 Years

Кстати, по ссылке можно перейти в онлайновый книжный магазин, который осуществляет бесплатную пересылку в более чем 100 стран мира (к сожалению, в Россию – нет, но в Украину - да), и который обычно просит меньше денег, чем Amazon. Мои ему рекомендации.

9 комментариев:

  1. Cпасибо за ваши отблески пикселей. Вас всегда очень интересно читать. Да стало заметно, что у вас пропал к этому интерес. Реформирование приветствуется. Спасибо еще раз и всего доброго.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, что находите время и желание вести этот блог.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо большое за ваши обзоры. Если это возможно - продолжайте их и дальше.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо! Сокращать только ничего не надо, только добавлять новые темы не в ущерб старым!

    Ваши рецензии на книги и рекомендации тоже были бы очень кстати!

    ОтветитьУдалить
  5. Присоединяюсь к благодарностям от других читателей. Уверен, что Ваши заметки по объявленным темам будут также крайне интересны, как и по экономике. При этом очень надеюсь, что Вы будете находить время и желание по крайней мере отвечать на вопросы читателей по макроэкономической тепатике, которых осталось еще не мало, в том числе и у лично у меня, которые я рискну задать в ближайщее время в профильном посте.

    ОтветитьУдалить
  6. Большое спасибо, за то что продолжаете писать! Вас очень интересно читать, Ваши пиксели прекрасны :)

    ОтветитьУдалить
  7. softwizard: "Ваши пиксели прекрасны :)"

    Как говорят американо-саксонцы, вы сделали мой день.

    Спасибо всем за отзывы! Я уже и не знаю, во что ввязался :)

    ОтветитьУдалить
  8. Присоединяюсь к благодарным, по возможности не забрасывайте блог

    ОтветитьУдалить
  9. Присоединяюсь к благодарностям. Спасибо.

    ОтветитьУдалить