Прошедшая неделя могла бы стать идеальным отпуском, т.е. неделю прогулял и ничего не произошло. Не к тому, что в этом мире что-либо от меня зависит, а к тому, что не надо усиленно нагонять упущенную реальность в понедельник, стараясь ужать пять прошедших дней в одно утро до обеда. И когда на экономическом фронте наступает затишье, то в бой обычно вступают политики. Так было и на этот раз, когда Тимми Гайтнер на вечеринке в Токио произнес тост за сильный доллар, а именно:
I believe deeply that it’s very important to the United States, to the economic health of the United States, that we maintain a strong dollar
Все сразу же захлопали в ладоши, потому что шутка вновь удалась.
Еще бы Тимми не верил в важность сильного доллара, ведь зарплату он все еще получает в долларах США. И пока он ездит на деньги налогоплательщиков по всему свету, на обменный курс обращать внимание нет необходимости, а поскольку до следующих выборов пока еще далеко, то вполне можно продолжать верить во что угодно, а делать совершенно иное. Потому что, хотя президентские выборы случаются раз в четыре года, выборы в Конгресс имеют двух-летнюю цикличность, и если текущая Администрация срочно и кардинально не переменит экономическую ситуацию, то через год не видать ей (демократам) большинства голосов ни в одной из палат Конгресса, а соответственно и шансы на повторное избрание у Обамы начнут стремится к нулю с ускоряющимся ускорением.
На алтарь настроений избирателей текущая Администрация решила положить доллар США – риски огромные, но и потенциальная выгода ослепляет. Еще во времена интернет-бума избиратели были приучены следить за ежедневным закрытием индексов DJ и S&P500, на крайне мало кто из них знает о курсе доллара против евро или фунта или йены. Американцы живут в одновалютном мире, которому не принадлежит лишь нефть, а все остальное приплывает уже готовое из Китая, очень удобно удерживающего фиксированный курс юаня к доллару. Так что если Китай и жалуется на падающий доллар, то делает это не очень искренно, потому что падающий курс доллара помогает экспорту Китая – единственной сфере промышленности в Поднебесной. И бог с ними с этими резервами, ведь если китайский пролетариат окажется на улице, то ставка на сохранение политического режима в Китае неизменным окажется заведомо проигрышной.
Однако вернемся к доллару и акциям. Очевидно, что растущие рынки акций должны вселять в Джо-большая-упаковка уверенность в восстановлении экономики. И хотя этот рост происходит параллельно с падающим долларом, Джо-большая-упаковка интересуется ценностью доллара лишь в ракурсе цен на бензин:
На графике показан коэффициент корреляции ежедневного закрытия индекса S&P500 и индекса доллара. Как известно, коэффициент корреляции может изменяться в пределах от –1 до +1. Текущее значение в 0.9463 соответствует практически идеальной отрицательной корреляции (и является минимальным за все время кризиса). Оно означает, что с вероятностью почти 95% процентов падающий завтра доллар приведет к росту индекса S&P500 (недавно была рассмотрена регрессия доллара против индекса S&P500, где приводились количественные взаимосвязи).
На сегодняшний момент доллар является общепринятой валютой для carry-trade, заменив в этом статусе, сюда по всему надолго, японскую йену. При классическом carry-trade кредит в низкопроцентной валюте конвертируется на депозит в высокопроцентной валюте, и разница между процентными ставками составляет доход. Ввиду валютного риска и волатильной реальности, сегодня под carry-trade в первую очередь понимают “вложение” кредитных денег в финансовые активы, номинированные в долларах США, т.е. акции и полезные ископаемые, которые очень удачно номинированы в этих же долларах США. Однако, либо размеры carry-trade маленькие (но одновременно достаточно большие, чтобы двигать все рынки во всем мире), либо действует какая-то иная сила, потому что размер активов банков в США не подтверждает гипотезу о растущем кредитовании. Достигнув пика в конце 2008 года, агрегированные активы банков медленно, но вполне верно сокращаются:
Этой иной силой могут являться сами американские банки, поскольку их избыточные резервы уже превысили 1 трлн долларов и продолжают расти:
Не кредитуя реальную и нереальную экономику, американские банки могут сами являться главными участниками carry-trade. Кроме того у них есть доступ к источнику самых дешевых денег в экономике – ФРС.
Другой силой могут быть страны, накопившие достаточно долларов, чтобы воздействовать на динамику мировых рынков. По причине того, что доллар США является мировой резервной валютой, у таких участников carry-trade отпадает необходимость в “кредитовании”, потому что у них уже есть избыток долларов.
Обе эти силы не имеют очевидного валютного риска, т.е. в случае нового витка кризиса совсем не обязательно, что доллар начнет укрепляться, как это всегда происходило ранее. Поведение доллара будет зависеть от того, на каком именно рынке начнется новый виток, но аргументов в пользу укрепления с каждым месяцев становится все меньше и меньше. Потому что фундаментально в стане доллара дела с каждым месяцев обстоят все хуже и хуже. Во-первых, дефицит торговли США неожиданно сильно увеличился в сентябре, несмотря на падающий доллар. Говорящие головы в ящике утверждают, что рост импорта означает поворотную точку в экономике, поскольку все возвращается на круги своя. Но если человек думающий готов “купить” этот аргумент, то стоит взглянуть на основные сюрпризы отчета. Рост дефицита, в первую очередь, вызван ростом цен на нефть и импортом новых автомобилей благодаря программе “бабки на тачку”. Удачно простимулировали зарубежный ВВП за счет американских налогоплательщиков, однако.
Но еще более худшей новостью стал отчет бюджета за месяц октябрь, согласно которому дефицит бюджета составил 176 млрд. долларов или почти 50%:
Основными статьями расходов (страница 5 вышеуказанного отчета) являются оборона (68 млрд), здравоохранение (86 млрд), социальное страхование (65 млрд). При текущем уровне доходов в 135 млрд денег хватает только какие-либо две из этих трех статей, и естественно, что третья статься, как и все остальные расходы бюджета (например, образование) финансируются за счет роста долгов. В эпоху бумажных денег вера в (сильную) валюту “обеспечена” способностью правительства взимать налоги. В США на данный момент эта способность уменьшается очень быстро (на графике показаны средние за предыдущие 12 месяцев величины):
Так что верить они могут во что угодно, только поступки говорят сильнее слов.
нда. судя по выводам и графикам в US ситауация не очень... надо nyse лонг после коррекции вставать :)
ОтветитьУдалить