Подпишитесь!

Размышления о макроэкономике и спекуляциях

DuSell, или все новое – это хорошо забытое старое


29 ноября 2009 г.

У кризиса есть один неоспоримый, хотя и очень дорогой побочный эффект – уроки географии. Согласно исследованиям, население и лучшие представители самой крупной экономики мира обладают не очень современными познаниями в данном вопросе:

imageПрошедшая неделя прошла под эгидой политическо-экономического устройства Объединенных Арабских Эмиратов. Море электронных чернил было вылито и множество жидкокристаллических пикселей сожжено рассказами про Дубай и дядю Сэма, т.е. дядю Абу-Даби. Кто там был и кто там не был – оказалось, что все имеют мнение. А пока в ОАЭ продолжаются праздники (приблизительно до 6 декабря), делиться инвестиционной мудростью можно вдоволь и без последствий. И хотя Скромное мнение на мудрость не претендует, некоторые аспекты ситуации даже на его взгляд представляются пикантными.

Голые факты же следующие. Dubai World – государственное предприятие, занимавшееся воплощением сказок в быту – искусственных архипелагов в виде карты мира и крытых горнолыжных курортов, имеет радость обслуживания долгов на 59 млрд, из которых 9.2 млрд должны быть выплачены до конца первого квартала 2010 года, включая 4.3 млрд в декабре этого года (долг, кстати, не гарантирован правительством). Она также является владельцем строительной компании Nakheel, которая и заявила, что декабрьские долги выплатить не может, и попросила отсрочку на 6 месяцев и реструктуризацию. Те, кто ожидали к праздникам получить за свои облигации почти по 110 мертвых американских президентов, оказались неприятно удивлены:

image

Перспектива остаться без рождественских подарков мгновенно замаячила и перед немногими другими, кто все еще продолжает наивно верить в принципы фундаментального инвестирования. И пока Америка в четверг занималась поеданием распродажных индеек, а в пятницу поиском (но не обязательно покупкой) распродажных айПодов, весь остальной мир немного трясло, что, например, в выражении EURUSD выглядело следующим образом:

image

Проблемы коммерческой недвижимости уже много месяцев стабильно массажируются даже “говорящими головами в ящике”. И в свете графика выше реакция финансовой общественности представляется странной и неадекватной. События в четверг-пятницу были предсказуемы, если даже не очевидны. И поэтому единственный вывод, который можно сделать, это то, что понимание и оценка риска вновь не входит в мыслительные процессы хомо сапиенс, каждый день без устали нажимающих на кнопку “Buy”.

Скромному мнению события в Дубай сами по себе не представляются существенными. Однако мир в очередной раз разделился на черное и белое. Утверждение белых, о том, что проблемы являются очень ограниченными, наводят на воспоминания лета 2007 года, когда канули в историю два фонда ныне уже также почившей навеки Bear Sterns. На тот момент события казались малозначительными, однако их последствия вышли вполне колоритными. В современной ситуации список очевидных последствий состоит, как минимум, из следующих пунктов:

  1. Намного более интересным является не то, у кого, сколько и какие облигации были, а то, у кого, сколько и на какой стороны были кредитные свопы. И если в этом бардаке всплывет, к примеру, имя AIG, да еще на неправильной стороне, то развитие событий может стать новой серией триллера под названием “Обама и семейка”.
  2. Спекуляции о том, что эмиратский дядя Сэм – Абу-Даби – был не в курсе, представляются абсолютно беспочвенными. Во-первых, банки Абу-Даби являются крупнейшими кредиторами Дубай. Во-вторых, одним из результатов урока политической географии стало то, что в правительственной системе ОАЭ Абу-Даби и Дубай делят между собой должности Президента и Премьер-министра. Соответственно тяжело представить, что взрослые люди из большой политики способны пойти на государственный кризис такого уровня – ставки должны быть очень велики, а планирование безупречным. А поскольку в арабских ценностях слово или обещание правителя имеют абсолютное значение в отличие от контрактной системы англо-саксонского мира, то вопросы залога, англо-саксонских принципов собственности и реализации судебных решений не имеют однозначного ответа.
  3. Если действия Дубай были на самом деле санкционированы Абу-Даби, то они открывают новую страницу в финансовой мировой истории, когда с государственной санкции заемщики, шантажируя угрозой дефолта, скупают по дешевке свои же финансовые обязательства. Почему любая другая страна должна быть глупее?

Если история чему-нибудь нас и учит, так это необходимости извлекать уроки. Тем же летом 2007 года нынешний пенсионер, а тогда начальник Citigroup, Чак Принс изрек золотые слова:

"When the music stops, in terms of liquidity, things will be complicated. But as long as the music is playing, you've got to get up and dance. We're still dancing."

Что приблизительно соответствует следующему:

“Когда музыка, в плане ликвидности, закончится, то дела станут пахнуть плохо. Но пока музыки играет, надо вставать и танцевать. Мы пока еще танцуем.”

В плане ликвидности, как индикатора ближайшего мирового будущего, можно ориентироваться на цену евро-долларовых фьючерсов. На данный момент мнения разделились, но, очевидно, что ситуация может развиваться в любую сторону, несмотря на все избыточные резервы американской банковской системы:

image

А на следующей неделе по телевизору будут показывать обязательную к просмотру передачу про то, как Конгресс США будет переутверждать на новый срок Бена Бернанке. Ответы на вопросы о том, почему американский налогоплательщик обязан спасать коммерческую недвижимость в Дубай и их кредиторов, должны быть очень занимательными. Не пропустите!

2 комментария:

  1. Super !

    Дафай е6о :)

    Вопросик - а CDS на сукук в портфеле AIG на сколько это реально ???

    ОтветитьУдалить
  2. вот это все мы скоро и узнаем. я думаю, что вероятность не очень большая. но вопрос не только в сукук, а, например, и в Греции тоже

    ОтветитьУдалить