ВВП, как продукт, можно мерить двумя способами. Первый заключается в измерении объема производства – метрических тонн, литров, километров, штук и т.п. – и используется, в основном, в командно-плановых экономиках. Запланировали, утвердили, подписали и ВВП готов, поскольку цены обычно запланированы, утверждены и подписаны там же.
В постиндустриальном обществе, в котором производство товаров было деклассированно как ненужное данному типу общества, приоритет в измерении ВВП переходит к бухгалтерской услуге по суммированию всех расходов всех потребителей на все товары и услуги. (Третий способ измерения ВВП – по доходам – представляет собой исключительно теоретическую ценность для ценителей полноты картины.) Приглашения в клуб постиндустриальных стран выдаются на встречах самых постиндустриальных стран мира (США – на сферу услуг приходится 80% ВВП, 2002 год, страны Евросоюза – 69,4% ВВП, 2004 год, Япония – 67,7% ВВП, 2001 год, Россия – 58% ВВП 2007 год, и Канаду – 70% ВВП, 2004 год, данные взяты тут; указанный в скобках год не есть год приглашения в клуб). Для того чтобы это приглашение получить, необходимо уничтожить или вывезти в развивающиеся индустриальные страны как можно большую часть собственного производства и вуаля – добро пожаловать в клуб! Интересно то, что хотя постиндустриальные страны брезгуют собственной промышленностью, они не гнушаются поддержкой доиндустриального сельского хозяйства ради сохранения некой мифической «продовольственной» безопасности.
Среди постиндустриальных стран выделяется подгруппа переразвитых стран – стран, которые сами уже ничего сделать не могут, но которым до недавнего времени все еще удавалось морочить голову остальному миру о своей привилегированной особенности. Отличительным признаком таких стран является хронически негативный торговый баланс и/или переразвитый финансовый сектор, и США – бесспорный лидер в этой подгруппе.
Переразвитое состояние возникает на основе эксплуатации стороннего ресурса – политической или военно-карательной силы, «дотациях» со стороны иных стран или организаций, денежной монополии. При этом непропорционально раздутый финансовый сектор становится необходимым каналом финансирования собственной переразвитости. Очевидно, что когда эксплуатация ресурса переваливает через пик, то экономика такой страны начинает сдуваться как воздушный шарик под собственным излишним весом, поскольку текущие/будущие расходы уже не могут финансироваться растущими долговыми обязательствами. Круг размыкается и начинается коррекционное похудение.
А теперь перейдем к фактам. В США в 2008 году «вклад» финансового сектора в ВВП составил 20% (для полноты картины, промышленность произвела почти в два раза меньше – 11.5%), а торговый баланс был устойчиво отрицателен с 1971 года и в сумме составил $6945 трлн., или около 50% текущего ВВП, т.е. без учета инфляции. Долговые обязательства домашних хозяйств выросли с 42.5% ВВП в 1971 году до 96.8% ВВП на данный момент. С момента, когда Буш младший всех отправил в Дисней-лэнд на шопинг (после атаки 11 сентября 2001 года), Администрация США тоже не отставала. В сумме долг домохозяйств и государства вырос до приблизительно 180% (синяя линия – отношение долговых обязательств домохозяйств в ВВП, желтая линия – отношение государственного долга США к ВВП):
И на этом счастливая история похоже закончилась. Потребительский долг (без учета ипотеки) сократился в августе на 5.2% в годовом исчислении, в очередной раз разочаровав оптимистов (верхняя часть таблицы – изменение, нижняя часть таблицы – долларовые величины; первая строчка – всего, вторая строчка – кредитные карты, третья строчка – иные кредиты):
Прошло уже семь месяцев с тех пор, как потребитель уперся лбом в долговую бетонную стену (см. тут и тут), и кредитование продолжает падать, несмотря на все заверения и старания текущей Администрации. А падение ведь даже ускоряется: 4.4% в августе против 4.2% в июле по сравнению с соответствующим месяцем предыдущего года:
Причем это ускорение произошло в месяц, на который пришлась основная масса стимула под названием «бабки на тачку». По итогам этой программы, которая завершилась 24 августа, было заменено 690,114 автомобилей на общую сумму дотаций в $2.88 млрд. из выделенных $3 млрд. Если консервативно предположить, что средняя цена приобретенного автомобиля составила $20000, и половина машин или их стоимости покупалась в кредит, то общий объем нового кредитования, простимулированный программой «бабки на тачку» составил около $7 млрд., из которых большая часть пришлась на август. Соответственно статистика августа (в таблице выше) была искусственно «улучшена» на $7 млрд. за счет будущих месяцев. Но в этом и заключается политика текущей Администрации: дожить бы до зимы, а там уже и весна скоро!
По сообщениям McKinsey Global Institute, в последние докризисные годы долговые обязательства домохозяйств росли, опережая рост ВВП, рост доходов и даже рост расходов. За семь лет с 2000 года по 2007 отношение долга к располагаемым доходам выросло на 38%, и за 25 лет с 1975 года по 2000 год это отношение выросло на те же 38%:
В историческом масштабе текущее отношение отклонилось от долгосрочного тренда приблизительно на 30% (в отличие от графика вверху, на графике внизу указано отношение долга к полным доходам):
Именно на треть, как утверждают ребята из McKinsey Global Institute, сократился долг домохозяйств во время Великой депрессии (верхняя часть графика), а отношение долгов к доходам упало в два раза (нижняя часть графика):
Пока правительство США пытается облегчить жизнь потребителям рекордно-низкими процентными ставками и взять их «обязанности» потреблять на себя – государственный долг уже вырос с официального начала кризиса (декабрь 2007 года) на 29%:
А теперь, внимание! Вопрос на три миллиона (деньги брать нельзя, подсказок больше нет): как долго они смогут это продолжать, и чем это все закончится?
Варианты ответов:
- конец доллара как резервной валюты
- дефолт США, гиперинфляция и полный развал мировой торгово-финансовой системы
- глобальный катаклизм (а-ля маленькая (?) победоносная (?) война за пределами США)
- развал или революция в США
Время пошло!
зы. Президенту США Бараку Обаме была присуждена Нобелевская премия мира 2009 года. А в 1938 году журнал Time назвал Адольфа Гитлера Человеком года. Никакого отношения к варианту в) это не имеет.
Каков ваш ответ
ОтветитьУдалить1 - гарантировано
ОтветитьУдалить4 - в мягкой форме
а ваш?
Конец доллара как резервной валюты требует количественной оценки. Если сейчас доллар составляет порядка 60%, то что вы считаете его концом )))
ОтветитьУдалитьхм. вопрос интересный, но концом доллара я бы назвал изменение восприятия его как резервной валюты "по определению". Количественная величина связана с торговым балансом США. До тех пор, пока он будет отрицателен, у кого-то он будет положительным. Поэтому аккумуляция доллара - технический процесс не имеющий отнощения к его резервности. Вообще, проблема резервной валюты становится исторической. Мир уже слишком многополярен для того, чтобы отдельная страна обладала проимущественным правом
ОтветитьУдалитьЕвро уже почти стал главной валютой мира. В итоге, через два года сладкой жизни, экономика ведущих стран Европы начнет сворачиваться ещё быстрее. С 2015 года кризисные явления начнут больше поражать центральные страны Европы, чем восточную перефирию. Вот тут начнется истинный закат Европы.
ОтветитьУдалитьПри нарастании проблем в экономики Штаты сидеть на месте в ожидании 1,2,4 не будут. Вероятнее всего смена элиты финансовой (у которой, во всяком случае пока, ответов что делать? нет ) на силовую. и вариант 3.
ОтветитьУдалитьпоэтому я и вспомнил про Нобелевскую премию мира. Хитрые европейцы тонко намекнули Обаме, что в очередной раз с их стороны такой номер не пройдет. Вот теперь нобелевскому лауреату и придется выкручиваться своими силами.
ОтветитьУдалить