Подпишитесь!

Размышления о макроэкономике и спекуляциях

Покупайте американское!


2 октября 2009 г.

_ Бен? А, Бен? Что это там за движение впереди? Может это зубная фея сюда идет? Или свет в конце туннеля?

_ Хм, Тимми. Это похоже на что-то серое, большое. Вроде как бетонная стена летит навстречу.

_ Как так? Ты ж говорил, что все в шоколаде?!

_ Ну да! Мои вертолеты стоят на крыше, заправлены и готовы к эвакуации.

Словно в продолжение начатой темы бетонной стены, а также магии, направленной на увеличение спроса на все финансовое, эта неделя продолжила выносить сор из избы.

Странные вещи творятся в самой большой экономике мира. Вроде как и рецессия уже несколько раз закончилась (тут, немного тут, да и вообще), а некоторые органы все никак не могут успокоится.

Вот, к примеру, Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) предлагает банкам выплатить взносы в фонд страхования за три года вперед исходя из текущих ставок. Не вдаваясь в подробности (а для подробностей официальный пресс-релиз разобран по слогам, например, тут), можно г-жу Шейлу Бэер только похвалить за принципиальность. Ведь не ищет она простых путей и не идет в Казначейство с протянутой рукой, хотя по закону имеет полное на то право. А пытается наказать банки за тот бардак, что они устроили, и особенно тех, кому очень тяжело и без надвигающегося 3-х-летнего взноса. Хотя этого не скажешь о банках Citi или Bank of America, за которыми стоит само Правительство, потому что сумма взноса зависит от риска банка, а лучше кредитоспособного правительства в США есть только корпорация McDonalds и компания UST, производитель бездымного табака, принадлежащая теперь группе Altria, ранее проходившей под кодовым названием Philip Morris. Дедушка Philip Morris ворочается в гробу от радости и гордости, обслуживая такого клиента как правительство США, имеющего бесконечный спрос на высушенные зеленые ростки, измельченные и завернутые в тонкую бумагу белого цвета (нажмите на график для увеличения):

Интересная получается ситуация – банк одалживает деньги фонду страхования депозитов, потом вдруг банкротится, требует кредит назад, который нужен фонду, чтобы выплатить деньги вкладчикам в пределах гарантируемой государством суммы. А на что фонд будет жить в последующие три года, изъяв все деньги сейчас? Хотя через три года будет уже другая администрация. Ловкость рук и никакой магии…

С другой стороны, а какие такие «легкие» пути есть у г-жи Бэер? Пойти к Казначейству и попросить их отстегнуть $45 млрд. на поддержание штанов (сумму, которую она планирует изъять у банков сейчас)? Интересен будет диалог между ними:

_ Тимми, мне б полтинник до получки. Как-то сильно прижало в последнее время. Я потом верну.

_ Шэл, я бы с радостью, но у самого уже на папиросы не хватает. Может у ребят со Стенной улицы спросишь? Им вроде как Бен подкинул недавно.

_ Хм, а хорошая идея, однако. Пойду, потрясу этих бездельников.

А у Казначейства на самом деле жуткие проблемы. Мало того, что государственный долг очень скоро упрется в законодательный лимит, так еще и закупки государственных облигаций ФРС очень скоро выберут заявленную сумму в $300 млрд. – осталось всего $7.2 млрд.:

А ведь ФРС во втором квартале была покупателем почти 50% выпущенных облигаций – $164.2 млрд., закупленных ФРС (таблица L108, позиция 12), против $338.7 млрд. всего свежевыпущенных (таблица L4, позиция 3).

Статистика только что закончившегося квартала покажет, кто в доме хозяин. Однако уже сейчас можно сказать, что чудо не свершилось, до следующей весны и новых зеленых ростков еще далеко, мосты уже сожжены, и невозможно заявить о том, что финансовые рынки все еще слабы, а ФРС расширяет программу покупки государственных облигаций. Поэтому становится критическим наличие плана «Б», которого, судя по всему, не было и который верстается на ходу. А дилемма страшная – кто-то ведь должен утолять ненасытный аппетит Казначейства и финансировать государственный долг, особенно в условиях бегства капитала в рискованные активы.

Если покупатель не найдется, то естественная доходность государственных облигаций должна будет вырасти, чтобы прийти в соответствие с требованиями разумных покупателей (т.е. вырастут процентные ставки). А рост рыночных процентных ставок – один из главных ночных кошмаров г-на Бернанке.

С другой стороны, спрос на государственные облигации можно простимулировать новым витком кризиса, и тогда многие бросятся выводить деньги из рискованных активов назад в облигации, но в этом случае пропадет работа по одурманиванию розничных и иных инвесторов, проводившаяся в течение последних нескольких месяцев – тоже кошмар.

Тогда надо найти козла и заставить его финансировать дефицит бюджета. Но делать это надо так, чтобы не вызвать подозрений. Поэтому под покровом начинающейся борьбы с будущей инфляцией, ФРС начинает массажировать общественное мнение по поводу изъятия избыточной ликвидности из системы с помощью обратных репо, т.е. операций, при которых ФРС «одалживает» государственные облигации тем, у кого есть деньги, под залог этих самых денег.

По сообщениям информационного агентства Reuters, первая мысль была напрячь главных дилеров (primary dealers), т.е. 18 оставшихся (после Bear, Lehman, Merrill, Countrywide) крупнейших банков, с которыми ФРС напрямую работает при реализации монетарной политики. Но оказалось, что у главных дилеров не хватает глубины баланса, чтобы серьезно повлиять на структуру рынка – в их распоряжении всего $100 млрд. свободных денег. А кто же тогда держит более $800 млрд. избыточных банковских резервов?! Ну да ладно, это ж свои ребята, не стоит их мучить неудобными вопросами, а то в гольф придется играть в одиночестве и монетарную политику проводить самому с собой.

Дальнейшие поиски дойной коровы остановились на … денежных фондах. У этих ребят в распоряжении не просто $100 млрд., а все еще целых $3429.1 млрд. (по состоянию на конец сентября). И всего от 20% до 30% этой суммы составляют государственные облигации – просто целина непаханая. И если эти фонды раскрутить еще на 15-20%, то это уже будет под $700 млрд., и Казначейство сможет полгода жить, ни о чем не думая. Осталось только зарегулировать денежные фонды под крышей ФРС (а пока еще они не подчиняются ФРС, поскольку не являются банковскими организациями) и обязать их хранить плавающую долю активов в государственных облигациях, причем доля эта должна коррелировать с размером дефицита бюджета. И пусть американские вкладчики, как настоящие патриоты, финансируют безразмерный дефицит бюджета не только через налоги, но и с помощью своих сбережений. А то ведь скоро выборы и можно не успеть …

4 комментария:

  1. > от 20% до 30% этой суммы составляют государственные облигации

    только американские?
    а остальные в чем хранятся, в облигациях предприятий? только американских?

    ОтветитьУдалить
  2. полной статистики у меня нет, но по тексту в посте я давал ссылку на предыдущий пост, где есть структура активов двух крупнейших денежных фондов.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, я читал, спасибо :) интересовало имеют ли штатовские денежные фонды финансовые активы других стран, или сосредоточены только на внутреннем рынке. Понял, что Вы этим не интересовались, но все равно, спасибо за ответ )

    ОтветитьУдалить
  4. технически проблем в этом нет. Вопрос только в страховании валютного риска (доп. затраты) и кредитном рейтинге. Практически, думаю, что необходимость отсутствует, потому что добавляет сложности при сомнительной выгоде

    ОтветитьУдалить