Технический анализ – это как астрология (или макроэкономика). Ответ на вопрос «почему» обычно не затуманивает мыслительный процесс и встречается уничтожающим «потому что!». Тем не менее, среди всей магии технического анализа встречаются зерна, поддающиеся определенным логическим «потому что …». Одним таким зерном являются уровни Фибоначчи.
Фибоначчи жил в 12-13 веках и не догадывался о существовании не только своих уровней, но и Нью-Йоркской фондовой биржи, однако сумел придумать бесконечную последовательность чисел, которая и была названа в его честь. Это последовательность начинается с 0 и 1, и каждое последующее число является суммой предыдущих двух, т.е.:
или математически
Более интересными свойствами обладает последовательность, формируемая при помощи
которая очень быстро стремится к 1.618, а вариации на эту тему с Fn-2 и Fn-3 приводят к уровням 2.618 и 4.236:
Или в численной форме:
Интересны эти числа потому, что они связаны с золотым сечением. И достаточно запустить простой запрос на гугле (или такой) или открыть любой иной сайт, чтобы увидеть примеры золотого сечения и последовательности Фибоначчи во всем, что окружает нас, а также в нас самих. И хотя сама последовательность не отвечает на вопрос «почему», ее столь широкая распространенность наводит на мысль о некой особенной важности, что требует безусловного поклонения и преклонения.
В техническом анализе уровни Фибоначчи считаются уровнями сопротивления или поддержки. При подходе к таким уровням цена очень часто наталкивается на невидимую стену. Именно вблизи такого уровня (38.2% коррекции от мартовского минимума или 1016 пунктов) и находится сейчас S&P500. Кстати, 38.2% – это величина, обратная второй пропорции Фибоначчи, т.е. 1 / 2.618 = 0.382.
На графике снизу видно, как индекс откатился вниз после первой попытки штурма заветного уровня в 38.2% и сейчас не может решить, куда идти дальше:
Мой предыдущий прогноз по итогам мая оправдался достаточно неплохо. И на волне оптимизма попробую дать следующий прогноз на ближайшее будущее.
Самое интересное в нынешней ситуации – это продолжающаяся борьба с безграмотностью и, как следствие, популяризация азбуковедения. Но даже при глобальности подхода к данной проблеме методология образования застопорилась на букве «V». Напряжение достигло такого уровня, что коллективная память уже переполнена и не в состоянии поглотить еще одну, следующую букву алфавита – «W».
Как и ожидалось, последние несколько месяцев раскрыли много положительных сюрпризов в мировой экономике, и некоторые страны даже показали формальный рост ВВП (хотя эту магию стоит обсудить отдельно). По оценкам разумных специалистов текущие уровни акций ожидают в следующем году в США реальный рост ВВП на 4.25% – буква «V» в самой своей каллиграфической форме.
К сожалению, мой прогноз очень неутешительный. Насколько «хорошими» были последние несколько месяцев, настолько же разочарующими будут следующие несколько месяцев. Поэтому коллективная память вынуждена будет сделать шаг вперед и усвоить букву «W». Благо каллиграфичность ее формы будет этому способствовать.
Сентябрь станет переломным месяцем, также как стал и прошлый сентябрь. Рост в текущем квартале на 3-4% скорее всего воплотится в реальность, но не надо забывать, что этот рост будет построен на телах налогоплательщиков, спонсирующих практически каждую первую экономику в мире. Такой рост не может быть устойчивым, поскольку деньги налогоплательщиков имеют особенность очень быстро заканчиваться. Надежды правительств (и в первую очередь в США) на то, что трава вдруг станет зеленее, а небо голубее, и все вернется на круги своя, совершенно беспочвенны. И это не говоря о том, что даже в США уже серьезно обсуждаются планы повышения налогов. Поэтому зеленые ростки или уже закончились или очень скоро закончатся окончательно и бесповоротно. Экономика никогда не росла столь быстро со столь низкими процентными ставками, которые будет оставаться низкими еще очень долго. И ведь сегодня процентные ставки по доллару намного ниже, чем они были год назад до бомбы Lehman Brothers:
В экономике США отсутствует сфера, которая могла бы стать локомотивом ожидаемого роста. Интернет был таком локомотивом десять лет назад, и сегодня он уже никого не удивляет. Финансовый сектор был локомотивом еще совсем недавно, а теперь надолго погружен в пучины своих плохо пахнущих балансов. Биотехнологии еще слишком молоды, чтобы вызвать ажиотаж. А потребитель – полный банкрот.
Кризис в США является кредитным кризисом, а не классическим кризисом перепроизводства. Такие кризисы не переживаются за пару кварталов, а при неправильном подходе длятся годами, как это показала Великая депрессия или до сих пор показывает современная Япония.
Похожие корни имеет кризис на развивающихся рынках. Но, в отличие от США, экономики эти рынков пережили шок намного больший (падение ВВП на 10-20%?), а случившаяся девальвация сулит большие перспективы. Судьба таких стран во многом зависит от развития мировой ситуации.
В большей части западной Европы кризис носит скорее характер обыкновенного кризиса перепроизводства. Проблемы решения таких кризисов намного проще и описаны они в каждом серьезном учебнике по макроэкономике. В этом регионе адаптация уровня производства к новому спросу возможно уже даже закончилась, а существование намного более стабильных сетей социального страхования смягчит влияние негативных факторов на внутренний спрос.
Ключевым элементом остается Азия. Она обладает как двигателем (внутренне потребление), так и (золотовалютными) ресурсами для запуска этого двигателя. Смогут ли они запустить двигатель, остается пока вопросом. Правильные ли действия они предпринимают – покажет время. Мы все плаваем практически вслепую в необозначенных водах, а Азия всегда была загадкой.
Что касается рынков акций и облигаций, то я не удивлюсь, если мартовское дно уйдет в историю как промежуточный этап. Хотя такой паники, которая была вначале этого года, уже больше не будет, если только доллар не обвалится, а Северная Корея или Иран не повысят свой интерес к международной ситуации. В настоящее время рынки существенно переоценены, но постепенная коррекция на протяжении некоторого времени является самым разумным вариантом развития событий.
У этого прогноза есть риск популизма. Популизма в том, что вместо решения долгосрочных проблем, правительства большинства стран пустятся во все краткосрочные тяжкие. Все, к чему приведет раздутие нового пузыря (на этот раз монетарно-фискального), это к выигрышу одного-двух лет времени. И хотя для некоторых правительств один-два года – это все, что надо до следующего срока, закончить они, в конце концов, могут революцией. Поэтому надеюсь, что в ближайшее время мы не увидим программу «бабки на плоский телик», если новый телик площе и по диагонали больше старого.