Подпишитесь!

Размышления о макроэкономике и спекуляциях

Эффект Пигмалиона


18 марта 2012 г.

Вот и закончился второй акт Мерлезонского балета. Просьба не отходить от экранов телевизоров и интернета далеко, потому что “красочное представление, часто сочетающее хореографию, вокальную и инструментальную музыку, поэзию и театр” будут продолжено после рекламной паузы.

Однако, немецкие официальные лица уже утверждают, что третий акт не заставит себя долго ждать (искать ссылку на откровения – бесполезно тратить время). Ведь ВВП Греции продолжает катастрофически сокращаться (последний замер составил минус 7.5%), а вместе с ним тают и все надежды “реформаторов” от ЕС на рост греческой экономики, сокращение дефицита бюджета и отношения долга к ВВП.

Кстати, после удачно проведенного крупнейшего в истории дефолта обмена на руках у частного сектора осталось совсем немного облигаций. Явно недостаточно на акт третий. Поэтому в акте третьем страсти будут накаляться уже не вокруг пожертвований анонимных частных инвесторов, а вокруг вполне конкретных государственных лиц, любящих публично поучить весь остальной мир правильной жизни перед теле- и фото-камерами. Впрочем, поживем – увидим.

В греческой мифологии был персонаж – царь Пигмалион. Помимо царствования он был еще и скульптором и влюбился в статую, которую сам и высек. Пигмалион дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной:

Это была бы очень грустная история, если бы не богиня любви – Афродита. Но речь не об этом.

В 60-х годах социальный психолог Роберт Розенталь занимался исследованиями, шокирующие результаты которого получили название “эффект Пигмалиона” (в русскоязычной литературе – эффект Розенталя). Шокирующими эти результаты были не в смысле методики исследования, наводящей ужас на читателей, а в смысле последствий для нашего понимания динамики поведения отдельных лиц и социальных групп.

В своем исследовании Роберт Розенталь взял группу школьников, каждому из которых были присвоены случайные результаты их интеллектуального уровня. Затем, согласно этим выдуманным результатам, школьники были разбиты на подгруппы, интеллектуальные “успехи” которых были сообщены учителям. Когда спустя некоторое время Розенталь замерил успехи учеников, он очень удивился, увидев четкую связь между случайными и реальными успехами учеников. В частности Розенталь зафиксировал рост коэффициента IQ почти на треть среднего результата для школьников соответствующего возраста.

Создание среди учителей ожиданий о том, что “умные” школьники покажут более высокие результаты, привело к тому, что школьники показывали более высокие результаты. Иными словами, результаты учеников напрямую зависели от уверенности в них их учителей. Подгруппы, которым были случайным образом приписаны более высокие успехи, в жизни показывали более высокие реальные результаты.

Этот вывод звучит не столь странно, если только не обречь его в другие слова - пророчества самореализуются. Но даже это не столь ужасно.

Самым интересным вопросом в исследовании Розенталя был вопрос о том, что происходит с учениками в менее ”умных” группах. Ведь некоторые из этих учеников были такими же умными, если даже не умнее, как и ученики из “умных” групп. В конце концов деление на группы было абсолютно случайным.

Каково же было удивление Розенталя, когда в ответ на существенный рост результатов в “плохих” группах оценки учителей своих учеников по таким категориям как “персональная работа”, “счастье”, “сопереживание” резко ухудшились. Или словами Розенталя: “Если мир о вас плохо думает, то он будет вас наказывать за ваши же успехи”.

И то, что работает или не работает в школьных классах, в полной мере может быть перенесено на другие сферы жизни. Например, в рабочую среду. Вера работников в собственные способности и потенциал напрямую зависит от того, кто является их руководителем. Чем меньше начальство ожидает от своих подчиненных, тем меньших успехов они достигают. А работники, которые добиваются успехов вопреки ожиданиям руководства, часто “получают” по заслугам. Достаточно знакомая история из обыденной жизни.

Но вернемся в Грецию современности.

Греция борется с невозможным. Ей не только надо улучшить баланс бюджета в условиях катастрофически сокращающейся экономики, что само по себе является подвигом. Но и сделать это против ожиданий всех тех, кто за этим наблюдает. В целом задача посильная лишь для настоящих титанов. И, согласно эффекту Пигмалиона, даже если Греции удастся достигнуть успехов, ее заслуги будут, скорее всего, принижены. Или приписаны Германии и другим официальным лицам от еврозоны.

Кстати, что касается еврозоны, то эффект Пигмалиона применим в том числе и к ней. В условиях, когда в еврозону и ее будущее мало кто верит, ее успехи будут такими же. Ведь пророчества самореализуются.

В этой ситуации надежда остается лишь на эффект Галатеи. Согласно греческой мифологии именно таким именем Пигмалион назвал свою статую.

Считается, что эффект Галатеи обладает еще большей силой, чем эффект Пигмалиона. Он состоит в том, что руководитель, который отказывается верить в то, его работники являются плохими, может изменить социальную динамику группы и удивить остальных ее результатами. Такие руководители побеждают, потому что они думают, что должны побеждать независимо от того, что о них думают другие. Люди, которые изменяют мир, принадлежат обычно этой категории.

К сожалению, политических лидеров, которые могут изменить этот мир, уже давно не существует. И уж тем более в еврозоне. Но история ведь на этом не может закончится?!

12 комментариев:

  1. Игры рынка, спасибо что продолжаете писать!
    На счет эффеккта Пигмалиона/Розенталя, так это вполне объяснимо и с чисто биологической точки зрения - люди это имитаторы и наше поведение, как приматов, строится на подражании и имитации. Об этом, в частности, говорит наш ученый, д. б. н., профессор Сергей Савельев:
    http://www.youtube.com/watch?v=jFnnppddhRY&feature=plcp&context=C4a21470VDvjVQa1PpcFMZyFmqdWQ-fFzzFzQf037SZuaNrqXBZQo%3D

    http://www.youtube.com/watch?v=dSoHvgzjSGA&feature=plcp&context=C42d561fVDvjVQa1PpcFMZyFmqdWQ-fOwELUBRebzV-WfFZDhE6fw%3D

    http://www.youtube.com/watch?v=CuLP_q_QIzw&feature=plcp&context=C46aa02aVDvjVQa1PpcFMZyFmqdWQ-fEe3rsYykIROd-RNbKl7YB8%3D

    ОтветитьУдалить
  2. О майн Гот, чем закончится вся эта комедия... Когда людям говорят: - Всем кому мы должны, мы прощаем...

    ОтветитьУдалить
  3. Via4eslav, спасибо за ссылки.

    Я не эксперт в психологии и биологии. И хотя соглашусь, что в большинстве своем поведение человека сводится в трем указанным мотивам. Но, думаю, что реальность все-таки намного сложнее, чем приматы.

    Человек - это не просто животное, а социальное животное. В то время, как у приматов иерархии возникают на основе стремления к доминанте, в человеческом обществе не все и всегда так прямолинейно. Человеческое общество - это сложная структура. Сложность проблемы координации этой структуры возрастает существенно быстрее роста размера общества. И на этой основе в обществе возникает требование к иерархии. Иерархия - это потребность в координации деятельности, а не потребность в доминанте как у приматов. Это очень существенное отличие, потому что побочным эффектом проблемы координации является рост организации и увеличение потенциала к решению сложных задач. По мере того, как координация усложняется, усложняются также и решаемые задачи. И получается замкнутый круг под названием эволюция. Ничего этого у приматов нет.

    Я не думаю, что эффект Пигмалиона связан с подражанием и имитацией. Этот эффект описывает сложную социальную динамику, возникающую в обособленных группах при определенных условиях. Это динамика является свойством группы, а не отдельных индивидумов. Особенности этой динамики проявляются именно в резком повышении координации с последствиями в виде резкого роста потенциала группы и отдельных участников (или наоборот). И смысл этого действа сводится не просто к охоте всей стаей на очередной обед. Впрочем, это лишь мое мнение диалетанта.

    ОтветитьУдалить
  4. Игры рынка, вы частенько даете ссылки на вики, вот и я тогда уж позволю себе:

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9

    Человек разумный (лат. Homo sapiens) - вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. Мы и есть приматы, а точнее высшие приматы и у нас за спиной только приматной эволюции примерно 60 млн. лет.
    Вы наверно в школе никогда ни у кого не списывали, но видеть как это делали другие наверняка должны были :) То есть один ученик решает контрольную сам, а двое других у него списывают, в результате все получают оценку отлично. Учитель об эом знает, но ему лень перепроверять и выяснять реальный уровень знаний каждого ученика. На выходе получаем не столько образовательный процесс, сколько его имитацию. Способы и схемы имтации могут быть самыми различными, но суть от этого не меняется. Именно поэтому наличие у человека аттестата/диплома с отличными оценками не подразумевает само по себе блестящего образования, и уж тем более блестящего ума у его обладателя потому что никогда нельзя быть уверенным наверняка - то ли этот человек действительно усердно трудился и обладает незаурядными способностями, то ли просто удачно сумел все это съимитировать. Или вы не согласны с этим утверждением?

    ОтветитьУдалить
  5. Если бы люди всегда и во всем предельно ответственно и с полной отдачей сил относились к своим занятиям, то есть к процессу получения знаний в нашем случае, то и оценки их успехов всегда бы отражали их реальные способности и таланты в данной сфере деятельности и Роберт Розенталь не получил бы своих шокирующих результатов, потому что расставленные им в случайном порядке коэффициенты IQ никак не повлияли бы на умственные способности учеников и умение учителей их адекватно оценивать.
    Но для людей, в силу нашей приматной природы, такое поведение не характерно, люди склонны имтировать все что угодно лишь бы им это было биологически выгодно. В данном случае выгода в прямой экономии энергии – зачем думать, напрягаться, зубрить, если можно съимитировать получение знаний тем или иным способом. Но имитировать можно очень по-разному и именно это и обнаружил Розенталь в своем эксперименте в виде обратной связи, когда вмешивался в процесс обучения и менял мотивацию как для обучаемых, так и для тех кто оценивал их успехи.

    ОтветитьУдалить
  6. Via4eslav, возможно, вы правы. Можно и так посмотреть на эту проблему.

    ОтветитьУдалить
  7. Тут нет никакой мистики, конечно. Влияние установок, если с ним специально не бороться, проявляется всегда и во всем, и люди неосознанно создают другим условия в соответствии со своими ожиданиями. Не говоря уже о трактовке поведения другого человека и фактов, которая может радикально отличаться в зависимости от исходной установки трактующего.
    Если общая установка по отношению к Греции состоит в том, что "греки ленивы и недобросовестны", то конечно же основным принципом реализации политики по отношению к Греции будет "меньше кормить, и больше доить". И, разумеется, при таком подходе Греция будет, в точности как и корова, которую меньше кормят и больше доят, чувствовать себя все хуже.

    ОтветитьУдалить
  8. Вообще тема формирования подобных общих и весьма сильных установок, какая сформирована в отношении Греции, с целью международных спекуляций и манипуляций крупными финансовыми потоками заслуживает отдельного внимания.

    ОтветитьУдалить
  9. kogdato, если б только о спекуляциях и манипуляциях крупными финансовыми потоками шла речь. Все куда хуже для греков - речь идет уже о потере не только финансового, но и экономического суверенитета в целом.
    У греков за долги отбирают собственности на 50 млрд. евро.
    http://spydell.livejournal.com/426235.html
    "Это гос.корпорации и компании, активы в которых имеет греческое правительство. А именно Нефте-газовые компании, банки, крупнейшие порты (а Греция имеет стратегический выход в средиземноморье), аэропорты, военные базы, компании, занятые в производстве вооружения, ипотечные структуры, сельскохозяйственные компании, железнодорожные компании и терминалы, телекомы, почтовые службы.
    Т.е. все стратегические объекты, все ключевые гос.корпорации, все ключевые терминалы, вся инфраструктура. Ах да, обратите внимание, что в 95% случаев идет полная продажа. Все, что ранее принадлежало государству, то в дальнейшем будет продано кредиторам."

    ОтветитьУдалить
  10. Я в Греции никогда не был и с их менталитетом близко не знаком, хотя и работал с несколькими греками. Исходя из этого опыта работы могу сказать, что мне было достаточно тяжело к ним приспособиться. Возможно, даже еще тяжелее, чем к китайцам. По крайней мере мне. Но как бы там ни было, это их менталитет, а в Тулу со своим самоваром не ездят. Из греков немцы в любом разумном периоде времени никак не получатся. Через 1000 лет - возможно, но от этого легче никому сейчас не будет.

    В то же самое время Греция меня сильно удивила. Я честно ожидал если не революции, то куда более активного *внутренного* политического процесса. Иными словами я ожидал дефолта, мотивированного изнутри, а не снаружи. Поскольку этого не произошло, то, видимо, в Греции ведется двойная игра. И если игру внешних игроков я еще могу кое-как оценить, то перед внутренними течениями я пас.

    ОтветитьУдалить
  11. Игры рынка, а я думаю что активного внутреннего политического процесса в Греции мы еще просто не видели. И увидим его на парламентских выборах в конце апреля - мае... А потом и мотивированный изнутри дефолт.

    ОтветитьУдалить
  12. Ну вот, греческий народ и сказал своё веское слово, наконец.

    ОтветитьУдалить