Иной раз, размышляя о событиях в еврозоне, просто диву даешься тому, насколько убогим является институциональный дизайн ее финансовой системы. С другой стороны, возможно, еврозона – это суперамбициозный эксперимент, незнающий аналогов в истории цивилизации, а убогой является интеллектуальная верхушка ЕЦБ плюс Меркози. Обвинять плохие страны можно до бесконечности, но с огнем играют не они. И чем дальше в лес, тем больше дров. Или тем третий лишний. Или, как говорят американо-саксонцы, “это банки, дурак”! Потому что если ЕЦБ не предпримет меры, то его суперглавная ответственность в этом бардаке – платежная система – может просто остановиться. И тогда поздно будет пить боржоми.
В современном мире в любой суверенной финансовой системе коммерческие банки воплощают собой платежную систему экономики. Хорошо это или плохо, но это реальность. Фактически, именно по этой причине и были созданы центральные банки. Они выполняют для коммерческих банков функцию кредитора в последней инстанции, которая необходима банковской/платежной системе для успешного проведения клиентских платежей. И еврозона – не исключение.
Еврозона состоит из 17-ти стран. Но каждая из этих стран пришла в еврозону со своим багажом и имеет собственную национальную платежную систему. Но поскольку еврозона – это одно целое, то национальные платежные системы стран еврозоны объединены в общую платежную систему. И в этой системе главную роль вновь играют национальные центральные банки.
Каждый национальный центральный банк еврозоны имеет взаимный счет с 16-тью другими центральными банками еврозоны. Эти счета служат для проведения банковских расчетов между любыми двумя странами еврозоны. Причем операции по этим счетам не имеют ограничений по сумме и не требуют залога.
В конце любого платежного дня позиции отдельных национальных центральных банков еврозоны суммируются, и итоговая сумма затем выставляется в виде счета ЕЦБ. В итоге, у каждого национального центрального банка остается лишь одна позиция против ЕЦБ, а 16 платежных счетов обнуляются. Таким образом, ЕЦБ является центральным контрагентом, следящим за платежными позициями центральных банков индивидуальных стран еврозоны по отношению ко всей остальной еврозоне.
Например, в случае коммерческого платежа из Греции в Германию Национальный банк Греции “уходит” в овердрафт в Бундесбанке на сумму платежа. Иными словами Бундесбанк кредитует Национальный банк Греции, который просит Бундесбанк перевести эти деньги на счет немецкого коммерческого банка. Но по итогам дня все выглядит так, как если бы Бундесбанк прокредитовал ЕЦБ, который перевел деньги немецкому коммерческому банку на сумму платежа из Греции. А Национальный банк Греции взял в кредит у ЕЦБ и переодолжил греческому коммерческому банку сумму платежа в Германию.
Если банковская система является жизнеспособной, то немецкий банк, видя избыток резервов на своем счете в Бундесбанке, пытается их одолжить на межбанковском рынке. Но если банковская система нежизнеспособна, то немецкий банк будет свой избыток просто держать на депозите в Бундесбанке. И по мере поступления новых платежей из Греции, этот депозиты немецкой банковской системы в Бундесбанке будут расти.
В марте этого года в своем ежемесячном отчете Бундесбанк опубликовал интересную вставку (см. стр. 34-35):
В конце 2010 года, сумма требований Бундесбанка TARGET2 была равна 325.5 млрд евро и полностью совпадала с суммой требований ЕЦБ (At the end of 2010, the Bundesbank’s claims under TARGET2 stood at €325½ billion, all of which are claims on the ECB.)
И далее:
Резкий рост требований Бундесбанка TARGET2 с начала 2007 года произошел на фоне рост напреженности на денежном рынке и в банковском секторе внутри еврозоны. (The sharp rise in the Bundesbank’s TARGET2 balance since 2007 is essentially due to the tension on the money market and problems in the banking sector within the euro area.)
И привел следующий график динамики роста:
В качестве причины роста Бундесбанк говорит:
Все изменилось с финансовым кризисом. В то время как деньги продолжали поступать в немецкие банки из-за рубежа в связи с клиентскими платежами и собственными операциями банков, после кризиса банки не хотели, а в некоторых случаях не могли одалживать эти деньги иностранным институтам на межбанковским рынке. (This all changed with the financial crisis. While funds tended to continue to flow into German banks from abroad due to non-bank payments and their own operations, after the onset of the crisis they were less willing, and in some cases unable, to lend these funds to foreign institutions on the interbank market)
И в рамках еврозоны это “не хотели” и “не могли” привело к следующему распределению финансовых ресурсов внутри еврозоны на конец 2010 года:
Бундесбанк смотрит на эту проблему со своей колокольни и с колокольни немецкой банковской системы. Но с колокольни Греции или Ирландии проблема выглядит совсем иначе. А в 2011 году в список проблем можно записать уже и Италию, которая, судя по графику выше, пока в 2010 году не было проблемой. Динамика обязательств Банка Италии евросистеме выглядит следующим образом (стр. 15, колонка Intra-Eurosystem liabilities): июнь – 1.7 млрд, июль – 18.8 млрд, сентябрь – 59.7 млрд, октябрь – 105.1 млрд.
Проблема чужих колоколен состоит в том, что хотя национальные центральные банки в своих операциях не ограничены суммами и не требуют залога, коммерческим банкам для операций с центральным банком необходим залог. Этот залог называется буфером ликвидности, который совсем не резиновый. И когда если этот буфер закончится, то ЕЦБ уже может быть поздно пить боржоми. И если судить по заголовкам в прессе, то итальянские банки уже испытывают проблемы со свободным залогом. Например, 16-ноября - UniCredit стремится к расширению правил залога для ЕЦБ или 3-го декабря - Руководство Intesa говорит, что ЕЦБ должен ослабить требования к залогу. Список можно продолжать.
Вывод
Можно долго обвинять правительства “плохих” стран еврозоны. При достаточном уровне мозгополоскания население этих стран также долго будет мириться с сокращением зарплат и ростом безработицы. Но когда начнут закрываться банки, то все может прекратиться до того, как Меркози успеют слететься на очередную вечеринку с большим количеством французского вина и немецких колбасок и дифирамбами перед объективами телекамер.
Стабильность финансовой системы – это прямая задача и ответственность центрального банка. Сама мысль о том, что с этой стабильностью можно играть, является кощунством. ЕЦБ либо бесконечно туп, либо бесконечно самоуверен. Потому что чем дальше в лес …
Либо надо было разделять банковскую и платежную системы. Но такая институциональная архитектура идет в разрез с понятиями современной экономической теории.
Спасибо за статью. Пара вопросов:
ОтветитьУдалитьРезервы (термин неудачный, как Вы уже писали, но какой есть) коммерческих банков содержатся только в пассивах центральных банков или в ЕЦБ также? Из чего состоят пассивы ЕЦБ - из резервов центральных банков? Каким образом осуществляется кредитование ЕЦБ коммерческих банков минуя центральные банки?
Alexei, евросистема - это децентрализованная структура, состоящая из ЕЦБ и национальных центральных банков. Т.е. сам ЕЦБ - это лишь часть системы, выполняющая вполне конкретные функции. Например, столь хваленая стабильность цен является задачей не ЕЦБ, а всей системы. А в функции непосредственно ЕЦБ входит сбор статистической информации :) В этом смысле ЕЦБ выступает как холдинговая компания, публикающая консолидированную статистику и занимающаяся общим управлением. Сам ЕЦБ очень редко совершает операции на рынке. В ФРС, кстати, основные операции на рынке совершает Федеральный банк Нью-Йорка.
ОтветитьУдалитьЧто случилось в Италии этим летом? Я имею в виду, почему обязательства Банка Италии начали так быстро расти?
ОтветитьУдалитьzares, обязательства еврозоне Банка Италии растут потому, что из итальянских банков начали выводиться клиентские средства в другие евространы. И банки этих евростран не хотели одалживать эти деньги назад итальянским банкам. Это совпало с усилением страхов относительно госдолга в Италии и стабильности банков.
ОтветитьУдалить