Подпишитесь!

Размышления о макроэкономике и спекуляциях

Платить или не платить – … (часть вторая)


15 сентября 2009 г.

После рекламной паузы кратко повторим содержание предыдущей жизни (видеоряд – по ссылкам):

До последнего момента по субботам Джо Смит увлекался соревнованием с соседями по потребительскому спорту: количеству цилиндров внутреннего сгорания на каждого члена семьи, плоскости плазменных телевизоров в ванной комнате и гараже, формой фонтанчиков в джакузи в спальне, а также количеством холодильников на площадке для шашлыков позади его частной усадьбы в Калифорнии. Однако, случилось страшное – глобальный кризис поставил вопрос ребром рублем долларом. Вспомнив забытые минимум три десятилетия тому назад навыки субботней игры в покер, он пробует блефовать и идет ва-банк, бронируя на последнюю, восьмую кредитную карту дополнительный отпуск на Багамах (на предыдущих семи картах кредитный лимит был выбран еще в прошлом году). Однако правительственная статистика преподносит новый сюрприз – Джо должен начать откладывать деньги (aka кэш) на черный день (хотя куда уж еще чернее!?). Раньше он думал, что черной кредитной карты будет достаточно, и на такой случай он хранил секретную девятую карту под матрасом в третьей спальне по коридору направо на втором этаже своей частной усадьбы во Флориде. Но после потери работы парикмахером в торговом центре на окраине своего родного города в Техасе, он вынужден был пойти к когда-то богатому дяде Сэму и попросить у него денег на новую машину. Но даже это не спасает его мужское достоинство, потому что он знает, и знает уже давно, – у его соседа Джима также есть дядя Сэм, проживающий в Вашингтоне, ДЦ. И когда Джо видит, что Джим также ездит на новой машине, он решается на отчаянный шаг – Джо объявляет войну международному долговому картелю «Банки и Копыта». И теперь кэш, который он раньше отдавал вышибалам из картеля, позволит Джо продолжить его жизнь (потребителя).

В 2005 году в США был принят закон о защите прав банков, который очень сильно усложнил процедуру банкротства частными лицами. То, что раньше выглядело как «чао, бамбино, сорри», после 2005 года превратилось в серьезный судебный процесс. Стандартный итог процедуры банкротства – к сумме долга добавляются затраты на содержание юридической системы США в течение от 3 до 5 лет. Но даже такие меры не спасают от убытков долговой картель, акционером которого является, в том числе, правительство США. Американский потребитель настолько истощен, что готов уже содержать не только банки-банкроты, но и нести дополнительную «налоговую» нагрузку на содержание самой справедливой судебной системы в мире, а также поддерживать трудовую занятость среди юристов/адвокатов. Поэтому количество банкротств частными лицами выросло за последний год на 24% и достигло в годовом выражении 1.4 млн. человек:

Человеческая психология нерациональна. Отказываясь платить по своим кредитным обязательствам, Джо может выиграть в гонке с самим собой и с Джимом несколько дополнительных месяцев. Любой человек после непрерывного прессинга кризисом, комфортно заходящим на второй или даже третий год, когда свет в конце туннеля еще даже не виден, только мечтает уйти от реальности. Поэтому если и помирать, так с музыкой, да на Багамах! Но впереди его ждет только одно – бетонная стена. Кстати, Джо далеко не одинок в своих мечтаниях. Правительство США является отражением Джо – дожить бы до утра, а там солнце взойдет, и трава станет зеленее.

Итак, становится понятно, откуда берутся деньги на поддержание штанов на прежнем уровне. Однако остается открытым вопрос о том, откуда берутся деньги на сбережения. И это как раз тот случай, когда плохо быть среднестатистическим домохозяйством.

Господа Emmanuel Saez и Thomas Piketty собаку съели на статистике доходов в разных странах. Согласно их последним расчетам по данным на конец 2007 года, в США 0.01% самых богатых домохозяйств (14988 семей) получили 6.04% всех доходов (а 10% самых богатых семей получили 49.7% всех доходов). Для того, чтобы попасть в счастливые 0.01% надо было получить в 2007 году не менее $11.5 млн. доходов, или в среднем $35 млн. на всю семью. При максимальной ставке налога в 35% это соответствует не менее чем $22.8 млн на руки. Среднестатистическому представителю экономики трудно сказать, какая именно доля этой суммы не успевает потратиться в отведенные 365 дней и ночей, но если допустить, что это 50%, то приблизительно $170 млрд. сбережений приходится на самые богатые домохозяйства.

Если планку понизить до 10% и предположить, что эти несреднестатистические домохозяйства сберегают всего четверть своего дохода, то это будет соответствовать общей сумме в чуть более чем $700 млрд.

В целях определения контекста, уровень сбережений в 4.2% (последняя официальная статистика по состоянию на июль 2009 года) соответствует абсолютной сумме в 458.5 млрд. долларов в год.

Без комментариев.

 

Мысль перпендикулярная первая

Очевидно, что если самые богатые 10% отвечают за 49.7% всех доходов, то они также отвечают и за похожую долю всех расходов (или до 35% ВВП США). Поэтому когда администрация президента США следующий раз будет продавать избирателям повышение налогов, необходимое для балансирования бюджета, и при этом будет указывать пальцем на людей, зарабатывающих более 250.000 в год, то на телевизор нужно будет смотреть через призму мысли перпендикулярной первой.

 

Мысль перпендикулярная вторая

Растущие сбережения – это смертный приговор экономической политике текущей администрации. Очевидно, что «бабки на тачку» была нацелена не на ту прослойку населения. К сожалению, 90% населения, на которые эта программа была нацелена, состоят из Джо и Джима.

 

Мысль перпендикулярная третья

В конце 2008 года Эквадор отказался платить проценты по международным облигациям, выпущенным предыдущим правительством, ссылаясь на то, что облигации были выпущены нелегитимным образом.

0 комментариев:

Отправить комментарий